Как ранее сообщалось, Конституционный суд РФ вчера признал конституционными "антитеррористические поправки" к Уголовно-процессуальному кодексу (УПК), которыми в 2008 году дела о терроризме и ряде других тяжких преступлений были выведены из компетенции суда присяжных. С решением КС не согласились двое судей: Гадис Гаджиев опасается "деконституционализации" прав граждан на судебную защиту, а Владимир Ярославцев считает оспоренные нормы УПК "необоснованными, произвольными, неразумными и опасными", "фактически подталкивающими профессиональные суды к участию в антитеррористической борьбе".
КС вчера отказал в удовлетворении жалоб пяти фигурантам громких судебных процессов, в том числе осужденным за участие в международной исламистской организации "Хизб ут-Тахрир" и подготовку насильственного захвата власти, а также обвиняемым в террористической деятельности участникам группы 56 боевиков, совершившим в 2005 году нападение на Нальчик. Все они оспаривали внесенные в 2008 году поправки в УПК. Согласно им, из компетенции присяжных были выведены дела о таких преступлениях, как террористический акт, захват заложника, организация и участие в незаконном вооруженном формировании, массовые беспорядки, государственная измена, шпионаж, насильственный захват или удержание власти, вооруженный мятеж и диверсия. Эти дела рассматривает теперь исключительно профессиональная коллегия из трех судей суда общей юрисдикции.
На открытом заседании в КС 2 марта 2010 года адвокаты заявителей настаивали, что их подзащитные оказались в неравном положении с теми, кто подсуден присяжным и в большей степени защищен от судебных ошибок, а законодатели таким образом нарушили конституционный запрет на принятие законов, отменяющих или умаляющих права человека. Поправки в УПК, утверждали адвокаты, приняты в интересах силовых структур вопреки судебной реформе, инициированной Дмитрием Медведевым. Однако представители президента, Госдумы и Совета федерации уверяли, что "подсудность уголовных дел — прерогатива федерального законодателя", а "преимущества суда присяжных перед профессиональными судьями никем не доказаны". Они также ссылались на опыт зарубежных стран, где сфера подсудности присяжным также сокращается (см. "Ъ" от 3 февраля и 3 марта).
КС вчера встал на сторону органов власти, одновременно заручившись решениями Европейского суда по правам человека, в том числе принятым по делам ирландских террористов, а также граждан РФ. Сославшись на то, что нормы международного права также не включают право на суд присяжных в число обязательных условий обеспечения судебной защиты, КС указал, что Конституция гарантирует право на рассмотрение дел с участием присяжных лишь обвиняемым в преступлении, за совершение которого предусмотрена смертная казнь. Учитывая мораторий на ее применение, а также происходящий в России "необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, на федерального законодателя более не возлагается обязанность обеспечивать обвиняемому в качестве гарантии судебной защиты права на жизнь возможность быть судимым судом с участием присяжных заседателей", постановил КС.