Федеральная таможенная служба (ФТС) в письме своим региональным управлениям подтвердила полномочия Российского общества по смежным правам (РОСП) по сбору авторских вознаграждений с производителей и импортеров аудио- и видеотехники и чистых носителей. Это возмутило Российское авторское общество (РАО): хотя в 2005 году оно делегировало эти полномочия РОСПу, теперь новая организация РАО и режиссера Никиты Михалкова собирается взыскивать эти отчисления самостоятельно. Речь идет о больших деньгах: если взимать хотя бы по 0,5% от стоимости продукции, годовые сборы могут превысить 1-3 миллиарда рублей.
О том, что 23 апреля ФТС направила в региональные управления письмо, подтверждающее полномочия РОСПа по сбору средств с импортеров, рассказал юрист общества Азамат Шапиев. Представитель ФТС подтвердил эту информацию. На основании письма РОСП надеется уже в мае начать заключение договоров с импортерами. Часть вознаграждения, предназначенную авторам, общество планирует перечислять либо напрямую, либо через альтернативные общественные организации.
Необходимость взимать вознаграждение по авторским и смежным правам предусмотрена четвертой частью Гражданского кодекса (ГК), вступившей в силу 1 января 2008 года, а ранее регулировалась статьей 26 закона "Об авторском праве и смежных правах". По ГК, сборами могут заниматься некоммерческие организации, получившие государственную аккредитацию. Но пока ни одна организация не получила такую аккредитацию в сфере осуществления прав авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за копирование в личных целях. Проведение аккредитации станет возможно только после принятия правительственного постановления с перечнем техники и порядком сбора средств (разработать его еще в 2007 году было поручено Минкультуры). Выплачивать вознаграждение за личное копирование должны импортеры и производители записывающей аудио-, видеотехники и чистых дисков, а объем его при ставке 0,5%, по экспертным оценкам, может составлять 1-3 миллиарда рублей в год.
РОСП считает себя организацией, уже сейчас уполномоченной на сбор этих средств, так как 20 сентября 2005 года заключило на срок до 31 декабря 2010 года соответствующее генеральное соглашение с организациями, управляющими правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей, в том числе с РАО, Российским обществом по управлению правами исполнителей, Русским обществом по управлению авторскими и смежными правами, Российским обществом правообладателей в аудиовизуальной сфере. По соглашению РОСП обязуется направлять 40% собранного вознаграждения в пользу РАО, чтобы авторское общество самостоятельно могло перераспределять его среди обладателей авторских прав. Еще около 60% (за вычетом вознаграждения РОСПу) поровну делятся между исполнителями и изготовителями фонограмм. Росохранкультуры в своем письме в ФТС от 17 декабря 2009 года (копия письма опубликована на сайте РОСПа) также поддержало полномочия РОСПа.
Впрочем, как сообщили в РАО, еще в январе оно в письменной форме уведомило Минкультуры, Росохранкультуру и организации, управляющие правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей, что считает соглашение с РОСПом недействующим. Причина в том, что РОСП "систематически не выполнял" указанные в соглашении обязательства, а само соглашение противоречит действующей с 2008 года четвертой части ГК, указывается в письме.
Гендиректор РАО Сергей Федотов уточнил, что РАО уже поручило сбор вознаграждений в пользу авторов другой организации — Российскому союзу правообладателей (РСП), учрежденному самим РАО и Союзом кинематографистов. Совет РСП возглавляет режиссер Никита Михалков, еще в 2009 году выступавший с инициативой организовать сбор вознаграждения в специальные фонды развития кино и культуры. РСП будет участвовать в конкурсе на государственную аккредитацию, хотя ее сроки пока неизвестны. "Попытки сбора вознаграждения, предпринимаемые некоторыми недобросовестными обществами до момента государственной аккредитации, являются незаконными",- категоричен исполнительный директор РСП Александр Сухотин.
В РОСПе сомневаются в легитимности выхода РАО из соглашения, так как, по его условиям, другие стороны должны быть предупреждены за шесть месяцев, но оспаривать его не намерены: РОСП собирается работать с авторами напрямую или через других посредников и после 2010 года.