Минфин РФ от имени правительства России подготовил проект отрицательного заключения на поправки в закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
Проект федерального закона № 327603-5 "О внесении изменений в статьи 9 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", был внесен в Госдуму депутатом ГД Владиславом Резником.
Как отмечается в проекте отзыва правительства, законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее — Закон) изменения, в соответствии с которыми физическим лицам — резидентам будет разрешено осуществлять переводы в иностранной валюте со своих счетов в уполномоченных банках, на счета в уполномоченных банках иных физических лиц — резидентов, связанные с расчетами по договорам займа в иностранной валюте, заключенным между указанными физическими лицами — резидентами. Кроме того, законопроектом предусмотрено право агентов валютного контроля запрашивать и получать от резидентов договоры займа в иностранной валюте, заключенные между физическими лицами — резидентами, являющиеся основанием для проведения валютных операций по счетам, открытым такими физическими лицами в уполномоченных банках.
В соответствии со статьей 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 ГК.
В соответствии со статьей 140 ГК законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации является рубль. Статьей 317 ГК установлено, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях. При этом в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле (статья 141 ГК).
В соответствии со статьей 9 Закона валютные операции между резидентами запрещены, за исключением валютных операций, прямо поименованных в указанной статье Закона. Так, без ограничений осуществляются валютные операции, связанные с переводами со счетов физических лиц — резидентов, открытых в уполномоченных банках, на счета иных физических лиц — резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (пункт 17 части 1 статьи 9 Закона), а также валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, в том числе связанные с получением и возвратом кредитов и займов (пункт 1 части 3 статьи 9 Закона).
Введенный в Закон запрет на использование иностранной валюты при осуществлении расчетов между резидентами имеет принципиальное значение и направлен на минимизацию использования иностранной валюты на территории Российской Федерации. Учитывая установленные Законом ограничения, полученная физическим лицом-резидентом в рамках договора займа иностранная валюта не может быть использована на территории Российской Федерации в качестве средства платежа. В большинстве случаев для использования такого займа физическое лицо-резидент будет вынуждено продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации, а в последующем при возврате суммы займа — осуществлять операцию по покупке иностранной валюты за валюту Российской Федерации.
В этой связи предлагаемые законопроектом изменения не приведут к достижению желаемой цели, связанной с либерализацией использования иностранной валюты между физическими лицами — резидентами, а, наоборот, потребуют дальнейшего законодательного расширения сферы использования иностранной валюты в расчетах между резидентами на территории Российской Федерации, что будет противоречить задаче максимального расширения сферы использования рубля в расчетах не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Курсовая неустойчивость иностранной валюты международных валютных рынках также не может служить аргументом в пользу принятия законопроекта с учетом возможностей, предоставленных статьей 317 ГК.
Кроме того, в соответствии с пояснительной запиской к законопроекту целью его подготовки является узаконивание сложившейся практики использования иностранной валюты в качестве предмета займа между физическими лицами-резидентами, что является в настоящее время нарушением Закона. Вместе с тем практика противоправных деяний не может служить основанием для ее узаконивания, если такие деяния противоречат интересам общества.
"На основании вышеизложенного указанный законопроект не поддерживается", — говорится в проекте отзыва, подготовленном в Минфине.