ПРАВО.ru
Новости
4 июня 2010, 18:38

Законопроект о новых правах ФСБ будет доработан - Госдума

Законопроект о новых правах ФСБ будет доработан - Госдума
"Мы найдем формулу, которая не будет ущемлять права граждан", — заверил глава комитета Госдумы Фото Право.Ru

Закон, разрешающий Федеральной службе безопасности объявлять физическим лицам обязывающие предостережения, не будет ущемлять права граждан. Уверенность в этом выразил в беседе с журналистами председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, занимавший в начале 2000-х годов пост первого замминистра внутренних дел России.

Как ранее сообшалось, в Госдуме готовится к рассмотрению правительственный законопроект № 364427-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Поправки касаются мер специальной профилактики ФСБ при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности. Законопроект дополнит ФЗ "О Федеральной службе безопасности" положениями, предоставляющими органам ФСБ право объявлять официальное предостережение о недопустимости действий лица, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению ФСБ. Также проектом ФЗ предложено ввести административную ответственность за неповиновение законному распоряжению и требованию сотрудника ФСБ в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, дополнив КоАП частью 4 статьи 19.3, и внеся соответствующие изменения в статьи 23.1 и 28.3.

В. Васильев прокомментировал дискуссию вокруг данной правительственной инициативы, состоявшуюся накануне на заседании возглавляемого им комитета, который в итоге рекомендовал ее к принятию Госдумой в первом чтении. Он обратил внимание на тот факт, что во время обсуждения никто из его коллег, в том числе критиковавших резонансный законопроект, не отверг необходимость введения в целом института профилактики преступлений. "Концепция ранней профилактики действий, которые могут стать преступными, — это очень важная тема", — сказал парламентарий. Он напомнил, что "недопустимо много людей сейчас находятся в местах лишения свободы". "Есть механизм, который может сократить этот процесс, хотя понятно, что профилактика — это не все", — отметил В. Васильев. Он рассказал, что "сам работал на профилактической работе, всякий раз это было полезно, люди просто останавливаются вовремя, и это не приводило к тому, что кого-то лишают свободы".

При этом профильному комитету Госдумы еще только предстоит в рамках работы над законопроектом определиться, как именно ФСБ будет вести профилактику и делать упомянутые "предупреждения". "Предостережение, о котором идет речь, — это сообщение физическому лицу информации о том, что он попал в поле зрение ФСБ в связи с тем, что его действия могут впоследствии привести к составу преступления", — пояснил депутат.

В связи с этим В. Васильев отметил, что "достаточно много примеров, когда молодые, да и не только молодые люди, с которыми можно было бы провести профилактическую работу, оказавшись в зале суда и выслушивая приговор, говорили: если бы я знал, я бы это не совершил". "Вот чтобы не было этого запоздалого раскаяния, есть возможность (остановить человека)", — убежден он.

В то же время глава комитета пообещал, что "ко второму чтению мы будем дорабатывать этот вопрос". "Мы найдем формулу, которая не будет ущемлять права граждан", — заверил он. "Мы сумеем подготовить такой законопроект, который учтет все обеспокоенности, чтобы не произошло ущемление прав граждан, и в то же время даст инструмент ФСБ, чтобы ведомство не дожидалось, когда человек совершит преступление, и тогда привлекало его к ответственности, а проводило именно профилактическую работу", — изложил В. Васильев основную цель инициативы. "А человек уже будет вправе не среагировать на приглашение на профилактическую беседу, или прийти, выслушать и не изменить свое поведение, — предположил он. — Но будет у него и право, наоборот, не среагировать на приглашение, но изменить поведение". "Такие варианты будут прописаны в законе, сделать это просит именно ФСБ", — резюмировал В. Васильев.

Во время обсуждения документа в комитете уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин согласился с тем, что "нужно создать реально серьезный закон о профилактике преступности". Однако "в этом виде он плох, потому что он дискредитирует это уважаемое ведомство (ФСБ)", полагает омбудсмен. "Я убежден, что у ФСБ нет намерений вновь превратиться в этакого монстра бериевского типа и так далее", — продолжил он, предупредив, что "этот закон полностью открывает возможность для серьезной критики на этом направлении". Документ сейчас содержит "намек на то, что каждый гражданин может быть схвачен, ему скажут: делай это, а не то, иначе мы непонятно что сделаем", утверждал В. Лукин.

Ниже следует текст законопроекта к первому чтению, которое, предположительно, состоится в Госдуме в пятницу, 11 июня:

" Статья 1
Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; 2003, № 2, ст. 156; № 27, ст. 2700; 2006, № 17, ст. 1779; № 31, ст. 3452; 2007, № 31, ст. 4008; № 50, ст. 6241; 2008, № 52, ст. 6235) следующие изменения:
1) дополнить статью 13 пунктом "г2" следующего содержания:
"г2) объявлять физическому лицу официальное предостережение о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности;";
2) дополнить статьей 131 следующего содержания:
"Статья 131. Применение органами федеральной службы безопасности мер специальной профилактики

К мерам специальной профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
Порядок внесения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, порядок объявления официального предостережения о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, форму официального предостережения, а также перечни категорий руководителей органов федеральной службы безопасности и их заместителей, уполномоченных вносить представление и объявлять официальное предостережение, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
При наличии достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов федеральной службы безопасности и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, тексты которых могут быть опубликованы органами федеральной службы безопасности в средствах массовой информации без согласия государственных органов, администраций предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, которым внесено представление.
Представление является обязательным для исполнения. Невыполнение содержащихся в представлении требований влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В целях предупреждения совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о действиях физического лица, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения указанных преступлений, и при отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности органы федеральной службы безопасности, предварительно уведомив об этом уполномоченного прокурора, могут объявлять этому лицу официальное предостережение о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения таких преступлений.
Руководитель органа федеральной службы безопасности или его заместитель, уполномоченные объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, в течение десяти дней после получения сведений о совершении физическим лицом указанных действий по результатам проверки этих сведений объявляют официальное предостережение, в котором указываются основания для его объявления, а в необходимых случаях — срок его исполнения. Не позднее чем через пять дней со дня объявления физическому лицу официального предостережения указанное лицо письменно уведомляется об этом. Для объявления официального предостережения указанное лицо может быть вызвано в органы федеральной службы безопасности.
Текст официального предостережения может быть опубликован органами федеральной службы безопасности в средствах массовой информации без согласия физического лица, которому оно объявлено.
Официальное предостережение является обязательным для исполнения. В случае невыполнения содержащихся в официальном предостережении требований физическое лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.".

Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (…) следующие изменения:
1) в статье 19.3:
а) наименование после слов "психотропных веществ," дополнить словами "сотрудника органов федеральной службы безопасности,";
б) дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.";
2) в части 1 статьи 23.1 слова "частями 1 и 3 статьи 19.3" заменить словами "частями 1, 3 и 4 статьи 19.3";
3) пункт 56 части 2 статьи 28.3 после слов "статьи 14.20," дополнить словами "частью 4 статьи 19.3,". "