ПРАВО.ru
Новости
16 июня 2010, 17:10

Росохранкультура поставила рекорд по числу начальников - Счетная палата

Росохранкультура поставила рекорд по числу начальников - Счетная палата
СП: численность руководства составляет 30% в общей штатной численности центрального аппарата Росохранкультуры Фото Право.Ru

Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты проверки деятельности органов исполнительной власти в области охраны культурного наследия, авторского права и смежных прав, эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и ее территориальных управлениях.

Как сообщила пресс-служба СП, на коллегии отмечено, что за период с 2004 года федеральный орган исполнительной власти в области охраны культурного наследия постоянно находился в процессе преобразования, что влекло за собой существенное снижение эффективности функционирования и выполнения своих полномочий.

Проверкой установлено, что спустя 2 года со дня своего образования Росохранкультурой не утвержден ни один административный регламент по исполнению своих государственных функций, что резко снижает доступность государственных услуг и, как следствие, их качество.

Кроме того, численность руководства составляет 30% в общей штатной численности центрального аппарата Росохранкультуры, а штатная численность территориальных органов Росохранкультуры укомплектована на 75%.

Как отмечается в материалах, представленных на Коллегию, в перечень объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-р, вошли 238 объектов культурного наследия федерального значения из более чем 23 тысяч недвижимых памятников, имеющих федеральную категорию охраны, или 1 % от всех памятников федерального значения. При этом в данном перечне отсутствуют объекты, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и бóльшая часть объектов, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

С момента издания указанного распоряжения Росохранкультура фактически самоустранилась от государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, не входящих в этот перечень. При этом на обеспечение передаваемых субъектам полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения субвенции предусматриваются только в федеральном бюджете на 2010 год. Росохранкультурой возможность внесения дополнений в перечень связывается с решением вопроса об увеличении штатной численности и выделением необходимых средств для выполнения дополнительно возлагаемого на нее объема работ.

Проведенный анализ показал, что выполнение государственных задач по сохранению объектов культурного наследия, а также контроль за их состоянием разделены между Минкультуры России и Росохранкультурой, что значительно замедляет процесс их выполнения.

Одной из государственных функций, возложенных на Росохранкультуру, является функция по ведению единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Однако на протяжении ряда лет и до настоящего времени формирование и ведение базы данных единого государственного реестра объектов культурного наследия осуществляется Минкультуры России (ранее Роскультурой). Кроме того, Минкультуры России (Роскультура) ежегодно осуществляет мониторинг состояния сохранности и использования объектов культурного наследия, а также их техническую паспортизацию, которые используются для актуализации базы данных. Участие Росохранкультуры в указанных мероприятиях никак не обозначено.

Росохранкультура не обеспечивает должное соблюдение требований Положения о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия выдаются организациям и учреждениям, не имеющим необходимых специалистов, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; полноценные сведения о соблюдении лицензиатами требований действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия отсутствуют. Доля отказов в предоставлении лицензии составляет около 1 % от общего количества поданных заявок, в то время как не менее 60 % лицензиатов в той или иной форме не соответствуют требованиям действующего законодательства в области лицензирования деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

Анализ деятельности территориальных управлений Росохранкультуры показал, что основная работа управлений сосредоточена на выдаче разрешительных документов на право ввоза и вывоза культурных ценностей. При этом на период проведения проверки не имелось нормативных правовых документов, устанавливающих порядок работы с экспертами, определяющих унифицированные формы экспертных заключений, приемы и методики оценки культурных ценностей, как по срокам создания, так и по их рыночной стоимости.

Проверка деятельности Управления Росохранкультуры по Центральному федеральному округу показала, что деятельность Управления по ЦФО в полной мере не организована, а контроль за его деятельностью Росохранкультурой не осуществляется.

Коллегия решила направить информационное письмо в Правительство России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания и Министерство культуры Российской Федерации.