Госдума в первом чтении 2 июля одобрила законопроект "Единой России", который обязывает парламентариев присутствовать на пленарных заседаниях, но не прописывает возможные санкции за нарушение этой нормы. Оппозиция, раскритиковав инициативу, проект поддержала.
На плохую посещаемость заседаний думцы обратили внимание после того, как им сделал ряд замечаний президент. Они прозвучали на встрече главы государства с лидерами партий, представленных в парламенте, дважды: 2 апреля (тогда Дмитрий Медведев заявил, что его удивляет низкая посещаемость депутатами заседаний, и предложил прогульщикам гулять "в другом месте") и 29 июня, после оглашения бюджетного послания. К моменту последнего напоминания о существующей проблеме в Госдуму уже было внесено три законопроекта, призванных повысить дисциплину членов обеих палат парламента.
Законопроект единороссов вносили председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин и глава комитета по регламенту Отари Аршба (оба единороссы). По нему депутаты и сенаторы не просто "посещают" (так написано в законе сейчас) пленарные заседания палат, а "обязаны" их посещать. Ответственность за прогулы, по мнению единороссов, так же как перечень уважительных причин, должен определять внутренний регламент законодательного органа. Два других проекта, которые вносили депутаты от ЛДПР, были более радикальными. Среди авторов одной инициативы оказались лидер партии Владимир Жириновский и первый замруководителя фракции Максим Рохмистров, которые предложили лишать депутатов полномочий за "систематический пропуск без уважительных причин" 20 заседаний Госдумы в течение года, а также снижать за прогулы зарплату депутатов. Правда, заниматься этими вопросами предложено партии, выдвинувшей депутата. "Партия заинтересована, чтобы депутаты фракции работали эффективно",- объяснил идею господин Рохмистров. В другом проекте, который внесли глава фракции ЛДПР Игорь Лебедев и депутат Сергей Иванов, лишать депутатов статуса предлагалось всего за пять пропусков заседаний в течение всего срока полномочий. Решать, по уважительной ли причине парламентарий отсутствовал на заседании, предписывалось Верховному суду.
Впрочем, оба проекта ЛДПР были раскритикованы вчера Владимиром Плигиным, который сослался на непроработанность документов, альтернативных единороссовскому. Господина Плигина поддержала его заместитель Ирина Яровая. Заодно она предложила оппозиционерам не "выступать в зале" с критикой чужих инициатив и политическими заявлениями, а вести "комплексную" работу над документами. Для такой работы, как следует из ее выступления, присутствие в зале необязательно.
"Нам есть что показать, только их (проекты.-) даже на обсуждение не ставят",- ответил возмущенно депутат от "Справедливой России" Антон Беляков. В нынешней Госдуме, отметил он, ничего не изменится, если вместо парламентариев посадить роботов, которые будут автоматически голосовать. "От присутствия депутата ничего не меняется",- заявил Игорь Лебедев, добавив, что в такой ситуации "очень трудно депутату найти стимул, чтобы прийти на заседание". Раскритиковал он и единороссовский проект: "Обязанность без ответственности и санкций — это пустой звук". По регламенту же, считает он, может быть принято любое решение о наказании парламентария — например, "поставить в угол, пожурить".
Вероятно осознавая, что проекты ЛДПР парламентское большинство не одобрит, оппозиционеры поддержали все три вынесенные на голосование инициативы. "Какую версию мы бы ни приняли, суть нашей работы не изменится",- заявил первый замруководителя фракции КПРФ Сергей Решульский. При этом он усомнился, что поправки прояснят, "по какой уважительной причине" депутаты не видят председателя Госдумы Бориса Грызлова "ни на одном заседании после 12 часов".
Пока же руководство нижней палаты собирает информацию об отсутствии депутатов весьма экзотическим способом — обязав фотографа снимать панораму зала несколько раз в день. Об этом рассказали депутаты. Один из них, говорят, шутя даже попросил думского фотографа при помощи "Фотошопа" навсегда зафиксировать их в креслах… Видимо, эта мера призвана помочь проконтролировать эффективность партийно-административных рычагов воздействия. Ранее на пленарном заседании справоросс Антон Беляков обратил внимание коллег, что межфракционная "договоренность" об обеспечении на рабочем месте не менее половины рабочего состава не выполняется: по подсчетам депутата, в 16.30 в зале было 88 из 315 единороссов, 10 из 57 коммунистов, 4 из 40 ЛДПРовцев и половина "Справедливой России". Первый вице-спикер Олег Морозов ("ЕР") заявил, что ему ни о каких договоренностях такого рода неизвестно, и дал понять, что и в "СР" не все святые: отсутствуют 18 человек, а доверенность на передачу голоса написала лишь одна Елена Драпеко. Но неофициальные договоренности на самом высшем фракционном уровне, по некоторым сведениям, имели место. Наличие половины депутатов в зале признано достаточным, чтобы обеспечить приличную "картинку"…
А думский Комитет по регламенту и организации работы обсуждал предложения, призванные навести порядок с посещениями, — вместе с предложением заставить депутатов, как простых смертных, покупать железнодорожные и авиабилеты за деньги, полученные авансом в кассе после оформления командировки. Заседание проходило в закрыто-открытом режиме: руководитель аппарата комитета Геннадий Лемешов заявил журналистам, что вообще-то мероприятие открытое, но "обеспечить физическое присутствие" прессы в комнате невозможно. Места не нашлось даже для диктофонов. Но по итогам обсуждения глава комитета Отари Аршба ("ЕР") рассказал о содержании дискуссии. По его словам, придумать наказание для прогульщиков еще не удалось: "На смертную казнь у нас мораторий, так что приходится искать более мягкие варианты". Г-н Аршба признал, что сам знает "двоих-троих" депутатов, которых он лично видел лишь на послании президента. "Мы готовы, что опять будут говорить, будто депутаты жалеют себя любимых, — так уж повелось, что после МВД Госдума на втором месте среди излюбленных объектов для критики", — заявил единоросс.