ПРАВО.ru
Новости
23 сентября 2010, 12:07

Госдума одобрила великую тайну борьбы с терроризмом

Госдума одобрила великую тайну борьбы с терроризмом
Госдума вчера одобрила в первом чтении правительственный законопроект, приравнивающий сведения о противодействии терроризму к гостайне

Государственная дума вчера одобрила в первом чтении правительственный законопроект, приравнивающий сведения о противодействии терроризму к государственной тайне. Против голосовали только депутаты фракции "Справедливая Россия". По их мнению, новые меры могут привести к тому, что в уголовного преступника превратится даже тот, кто решит критиковать власть и спецслужбы за плохую борьбу с терроризмом.

Правительственные поправки к действующему закону "О государственной тайне" в том виде, в каком они поступили в Госдуму летом, вызывали сомнение даже у единороссов. Поэтому думский комитет по безопасности, признав, что проект заслуживает одобрения в первом чтении, оговорил ряд положений, которые должны быть исправлены и конкретизированы ко второму чтению. В частности, зампред комитета Михаил Гришанков ("Единая Россия") обратил вчера внимание депутатов, что в проекте говорится о защищенности "объектов инфраструктуры от террористических и диверсионных актов". При этом предлагается считать государственной тайной сведения о защищенности "критически важных" и "потенциально опасных" объектов. Но значения этих терминов, как подчеркнул господин Гришанков, не разъясняет ни один из действующих законов.

"Если в законе не будет четких критериев", то в секретный список таких объектов "может попасть любой объект, начиная с детского садика и палатки на рынке", заявил другой зампред комитета по безопасности Геннадий Гудков ("Справедливая Россия"). Но более всего его не устраивает, что в разряд государственной тайны правительство намерено занести все сведения "о деятельности по противодействию терроризму". Ему понятно, почему действующий закон о гостайне засекречивает сведения о разведывательной, о контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, поскольку "большая их часть проводится секретными методами, с использование агентуры и так далее". Но депутат не понимает, для чего этот перечень нужно дополнять еще и "деятельностью по противодействию терроризму", если она осуществляется методами, которые уже и так засекречены. Или "инструктаж учителей — это тоже антитеррористическая деятельность и мы ее будем засекречивать?" — поинтересовался депутат Гудков у статс-секретаря, замдиректора ФСБ Юрия Горбунова, который вчера представлял депутатам законопроект. Господин Гудков уверен, что речь идет "об изъятии из свободы СМИ". По его прогнозу, журналисты больше не смогут вести собственное "расследование: как был совершен теракт, почему он стал возможным, какие были допущены ошибки правоохранительными органами и др.". И уж тем более невозможными, с точки зрения депутата, станут "публичные обсуждения серьезных провалов и критика", так как это будет означать разглашение гостайны и, соответственно, уголовную ответственность.

Господин Горбунов в ответ пояснил, что речь, на самом деле, идет всего лишь о "введении четких правовых рамок" и "установлении единых критериев присвоения грифа секретности сведениям о противодействии терроризму" во избежание "излишней засекреченности таких материалов". Представитель ФСБ подчеркнул, что "деятельность по противодействию терроризму существенно шире разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной". Но чем именно "шире", не рассказал. Тем не менее он пообещал, что высказанные вчера замечания и предложения "будут учтены при подготовке ко второму чтению". Фракции "Единая Россия" и ЛДПР поверили обещаниям, и потому выступившие от них Владимир Груздев и Андрей Луговой обошлись без критики, заявив об одобрении проекта. Коммунисты тоже поверили, но проголосовали за молча. Против была только "Справедливая Россия".

ФСБ предлагает причислить к гостайне любую информацию о борьбе с терроризмом и ее финансировании. Руководители СМИ опасаются, что это помешает работе журналистов. 23 июня правительство внесло в Госдуму поправки в закон "О государственной тайне", причислив любые данные о борьбе с терроризмом, в том числе и материалы "о формах, методах и условиях организации и планирования террористической деятельности", к гостайне. В список конфиденциальных авторы поправок предлагают включить и сведения о финансировании антитеррористических мероприятий. По словам политика, близкого к руководству Госдумы, поправки подготовила ФСБ. Фактически предложения правительства означают, что секретными станут любые сведения об антитеррористических операциях, уверен зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. По словам другого парламентария, эти поправки означают серьезное ужесточение режима и для СМИ: по сути, к гостайне можно будет причислить любые сведения о ходе контртеррористических операций или, скажем, цитаты заявлений боевиков об их планах. СМИ иногда позволяли себе недопустимые заявления, играющие на руку боевикам, — достаточно вспомнить, что происходило во время захвата "Норд-Оста" в 2002 году, говорит единоросс из комитета по безопасности Алексей Розуван, предложенные поправки будут способствовать укреплению безопасности государства и пойдут на пользу обществу. "Единая Россия" их наверняка поддержит, уверен он.

По словам источника в ФСБ, поправки позволят пресечь разглашение сведений о тактике террористов, т. е. пресечь создание новых террористических групп, а засекречивание сведений о финансировании антитеррористических мероприятий связано с опубликованной на прошлой неделе инструкцией ФСБ о выплатах за сведения, позволившие предотвратить теракты, — их-то и хотят засекретить. Адвокат по уголовным делам Андрей Андрусенко говорит, что из текста поправок совершенно не ясно, что хотят засекретить и не идет ли речь о засекречивании обобщенных сведений о финансировании мер по укреплению инфраструктуры с целью противодействия терроризму, которые пока открыто публикуются. Кроме того, продолжает адвокат, по смыслу закона о гостайне наказано за ее разглашение (ст. 283 УК) может быть только лицо, которому она была доверена, т. е. гражданин, имеющий соответствующий допуск. Поэтому на практике у принятых поправок не видится другого применения, кроме как закрытия под предлогом разглашения информации сайтов, где публикуются сведения, которые, скажем, сочтут раскрывающими методы терроризма. Получается, что по данным поправкам журналист, например, не сможет больше написать о том, что большинство камер наружного наблюдения в Москве оказались муляжами — это выяснилось после недавних терактов в метро, возмущен главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов. Он не помнит случаев, когда СМИ оказывали поддержку террористам, однако силовики раз за разом увеличивают свои права, не веря в саморегулирование общества.