ПРАВО.ru
Новости
29 сентября 2010, 20:32

Коллегия адвокатов отсудила премиальные у Минюста

Коллегия адвокатов отсудила премиальные у Минюста
Рафальский указал, что вопрос об установлении размера вступительных взносов должен согласно уставу Коллегии рассматриваться только ее Президиумом

Псковская областная коллегия адвокатов отстояла в суде право самостоятельно  (общим собранием Коллегии) определять размер вступительных взносов  и премиальные своим сотрудникам, сообщает официальный сайт Федеральной палаты адвокатов РФ.

Псковская областная коллегия адвокатов (Коллегия) обратилась в Псковский городской суд с заявлением о признании недействительным требований Управления министерства юстиции РФ по Псковской области, которые были сформулированы в Предупреждение №12-ПН от 19 марта текущего года.

Предупреждение поступило в Коллегию после проверки, проведенной Минюстом РФ по Псковской области. Некоторые пункты этого документа, по мнению адвокатов, противоречили действующему законодательству.

В частности в пункте №4 Предупреждения было указано, что в нарушение требований федерального закона №7-фз от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях", а также требований пункта 3.7 и 5.1 устава Коллегии вопрос об установлении размера вступительных взносов рассматривался ненадлежащим органом — общим собранием адвокатов Коллегии. Из протоколов общих собраний адвокатов Коллегии от 26 января 2007 года, 25 января 2008 года и 06 февраля 2009 года, следовало, что размер вступительных взносов в Коллегию в указанные годы устанавливался на данных собраниях, то есть решением общих собраний адвокатов Коллегий.

Представитель Управления С.Ю. Рафальский указал, что вопрос об установлении размера вступительных взносов должен согласно уставу Коллегии рассматриваться только ее Президиумом. Рассмотрение данного вопроса общим собранием членов Коллегии нарушает требования части 2 статьи 30 федерального закона №7-фз "О некоммерческих организациях".

Согласно ч.2 ст.14 Закона требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). В силу ч.1 ст.2З Закона структура и компетенция органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с данным Законом и иными федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 29 Закона высшими органами управления некоммерческой организации; — общее собрание членов для некоммерческого партенрства, ассоциации (союза).

Ст. 30 Закона предусматривает, что исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. При этом в силу ч.2 ст.30 закона к компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную данным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Суд, рассмотрев статьи 14, 23, 29 и 30 Закона №7-фз "О некоммерческих организациях" и пункты 5 и 5.9 Устава Коллегии сделал вывод, что Закон не запрещает рассматривать высшему органу общественной организации вопросы, относящиеся к компетенции ее исполнительного органа, а Устав Коллегии прямо разрешает это.

Также в Предупреждении было указано, что решение Президиума организации от 25 ноября 2009 года по вопросу премирования сотрудников противоречит требованиям п.5.9 Устава организации. По данному вопросу Президиум решил по итогам работы за 2009 год за активное участие в работе Президиума и ревизионной комиссии выплатить денежное вознаграждение в сумме 3000 рублей Герасимову А.И., Соколову А.С., Петренко И.Н., Орловой В.В. — председателю Ревизионной комиссии, Соколовой Н.А. — главному бухгалтеру коллегии, Бугаевой Т.Н. — заведующей канцелярией Президиума.

Согласно п.7 Устава за добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат может быть поощрен Президиумом, Председателем Коллегии или заведующим филиалом. Кроме того, меры поощрения могут применяться и к техническому персоналу. Согласно п.5.9 Устава к исключительной компетенции Общего собрания относится утверждение отчетов о деятельности Президиума и Ревизионной комиссии. Пунктом 5.10 Устава также предусмотрено что поощрение членов коллегии относится к полномочиям Президиума.

Исходя из этого, с учетом того, что поощрение членов коллегии относится к полномочиям именно Президиума Коллегии, суд сделал вывод, что решение Президиумом вышеуказанного вопроса требованиям Закона и Устава не противоречит.

В пункте 6 Предупреждения было указано, что в нарушение требований Трудового кодекса РФ Коллегией не заключен трудовой договор с председателем организации — А.И. Герасимовым.

Профессиональная и трудовая деятельность адвоката, в первую очередь регламентируется специальным законодательством — федеральным законом от 31.05,2002 N 63- ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Частью I статьи 2 данного Закона адвокатам установлен прямой запрет — адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. При этом абзацем 2 части 1 статьи 2 данного закона предусмотрено, что адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой, в. качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате.

Системное толкование данных положений Закона позволяет заключить, что адвокат вправе занимать выборные должности в соответствующем адвокатском образовании, однако не вправе при этом вступать с ним в трудовые отношения.

Таким образом, суд удовлетворил претензии коллегии адвокатов к Минюсту РФ по Псковской области по всем названным выше пунктам Предупреждения и признал соответствующие пункты незаконными и необоснованными.