Как ранее сообщалось, на ближайших заседаниях депутаты Госдумы планируют ответить на важный вопрос: вправе ли адвокат брать деньги, присужденные его клиенту. Или на долю успешного защитника должны доставаться только лавры, пишет "Российская газета".
Речь идет о так называемом "гонораре успеха" — когда адвокат работает с клиентом в счет будущих побед. Допустим, суд назначил большую компенсацию человеку, пострадавшему от чиновничьего произвола, но победитель на руки получит не все. Какую-то долю придется отдать адвокату. Во многих странах этот порядок признают разумным и справедливым. У нас же он пока незаконен.
Законопроект № 392336-4 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" был внесен в Госдуму еще в 2007 году тогдашним членом Совета Федерации Ю. Шарандиным, однако профильный комитет ГД решил вынести его на пленарное заседание палаты только в нынешнюю сессию.
Проблема возникла несколько лет назад, когда администрация одного из подмосковных поселков отказалась делиться успехом со своими адвокатами. По договору, заключенному с крупной юридической фирмой, в случае успешного исхода дела защитники должны были получить три процента от выигранной по иску суммы. Но после победы чиновники решили на радостях не платить. В ответ адвокаты попытались засудить своих бывших клиентов и подали иск в арбитраж.
Однако совершенно неожиданно для юридической фирмы Арбитражный суд города Москвы встал на сторону администрации поселка. Дело дошло до высшей арбитражной инстанции, но и там сочли, что так называемые "гонорары успеха", привязанные к результату судебных разбирательств, лежат вне рамок правового поля. Хотя в жизни, конечно, бывало, что адвокаты работали как бы за процент.
Высший арбитражный суд указал, что такой вид вознаграждения противоречит Гражданскому кодексу, который, хоть и не запрещает, но и не предусматривает в договоре оказания возмездных услуг привязки к результату.
Но точку в споре поставил Конституционный суд, в котором адвокаты попытались оспорить Гражданский кодекс. Он постановил, что статьи закона, не предусматривающие "гонорары успеха", не противоречат Конституции. В то же время, как говорилось в постановлении конституционной инстанции, у законодателей есть право ввести подобную норму, и тогда уже ни один клиент не сможет отвернуться от адвоката, требующего своей доли после победы. Вот если депутаты примут подобный закон, то защитники будут иметь полное право брать большие деньги за серьезные дела.
Законопроект, который планируется вынести на первое чтение в Госдуме, как раз и устраняет эту недоговоренность. Он был внесен в Госдуму еще три года назад, однако только сейчас дошел до пленарного заседания.
Как поясняют авторы документа, дело не в том, что защитники с помощью таких гонораров будут пытаться получить дополнительный навар. Просто часто у клиентов банально нет денег, чтобы заплатить сразу. Процесс в таких случаях — обоюдный риск. Тем не менее, как показывает мировая практика, часто адвокаты готовы идти на такой риск, когда видят в деле перспективы. Правда, и компенсации на Западе могут достигать миллионов долларов, так что есть за что судиться.
У нас в случае принятия этого закона право на процент от победы получат только адвокаты, ведь и поправку планируется внести в закон об адвокатуре. Конечно, представлять кого-то в судах могут и законники без адвокатского статуса, например, корпоративные юристы или юрисконсульты, однако на них это правило распространяться не будет.
Авторы законопроекта пишут, что по сути предлагают возродить хорошо забытое старое. Еще в 1868 году Государственным Советом были утверждены тарифы вознаграждения присяжных поверенных округов Санкт-Петербургской и Московской судебных палат. Величина вознаграждения поверенного зависела от результатов дела. Сегодня выплата адвокатам так называемых "гонораров успеха" является распространенной практикой.