ПРАВО.ru
Новости
4 ноября 2010, 16:05

Думцы решили защитить директоров от произвола собственников

Думцы решили защитить директоров от произвола собственников
Поправки в ТК: выплаты директорам при увольнении не могут составлять менее 3 месячных окладов

В Государственную Думу внесен законопроект, изменяющий порядок расторжения трудовых договоров с руководителями унитарных организаций, сообщается в материалах палаты.

Авторами проекта федерального закона № 449200-5 "О внесении изменений в статьи 278 и 279 Трудового кодекса Российской Федерации" выступили депутаты Госдумы Андрей Исаев и Александр Хинштейн.

Как сообщается в пояснительной записке к документу, он разработан в целях уточнения порядка прекращения трудового договора с руководителем унитарного предприятия либо учреждения в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Практика применения действующей редакции статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) свидетельствует о том, что зачастую решение об увольнении руководителей организаций по указанному основанию (пункт 2 статьи 278), принимается произвольно, без учета интересов данной организации, а в некоторых случаях — исходя из корыстных интересов лиц, уполномоченных принимать соответствующие решения.

Оспаривание таких увольнений в суде сводится, как правило, к проверке судом лишь соблюдение собственником имущества организации или уполномоченным им лицом (органом) процедуры расторжения трудового договора, но не его обоснованности.

Между тем, рассматривая дело о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 ТК РФ и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года № 3‑П), Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации.

Кроме того, в указанном Постановлении Конституционный Суд прямо указал, что введение рассматриваемого основания для прекращения трудового договора с руководителем организации направлено на реализацию и защиту прав и законных интересов собственника.

Таким образом, суммируя приведенные выше правовые позиции Конституционного Суда, можно сформулировать три требования, выполнение которых необходимо при применении увольнения по пункту 2 статьи 278 ТК РФ:
1) решение об увольнении может приниматься в целях реализации и защиты прав и законных интересов собственника имущества организации;
2) при принятии данного решения должны приниматься во внимание законные интересы организации;
3) руководитель организации должен иметь право на судебную защиту от возможного произвола и дискриминации.

При этом очевидно, что для реализации права руководителя организации на судебную защиту от возможного произвола и дискриминации необходимо дать суду правовые основания оценивать обоснованность расторжения трудового договора в соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК РФ, что, в свою очередь, возможно при непосредственном закреплении в тексте Кодекса обязанности выполнять первые два требования при принятии решения о расторжении договора.

Следует также отметить, что Конституционный Суд сформулировал свои правовые позиции по данному вопросу без выделения каких-либо особенностей относительно организационно-правовых форм и форм собственности организаций.

Тем не менее, при совершенствовании трудового законодательства законодатель пошел по другому пути. Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90‑ФЗ пункт 2 статьи 278 ТК РФ был дополнен положением о том, что решение о прекращении трудового договора по рассматриваемому основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Это дополнение было внесено с целью урегулировать проблему на уровне подзаконного акта и только для организаций одной организационно-правовой формы. Однако даже в такой постановке вопрос до сих пор комплексно не решен.

Частично Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года № 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" урегулирован лишь порядок увольнения руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. Но, во-первых, использование данного документа при расторжении трудового договора с руководителем государственного унитарного предприятия по пункту 2 статьи 278 ТК РФ представляется не корректным, поскольку в соответствии с ним критерием для определения возможности увольнения служат результаты аттестации руководителя, а это, скорее, основание для расторжения трудового договора по пункту 3 части первой статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации).

Во-вторых, указанное Постановление Правительства Российской Федерации не распространяется на руководителей государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных унитарных предприятий. И это распространение невозможно в силу действующего законодательства о разделении полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в действующей редакции пункта 2 статьи 278 ТК РФ отсутствует указание на особый порядок принятия решений об увольнении руководителей учреждений, что представляется неверным, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, также как и государственные и муниципальные унитарные предприятия, относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право. Соответственно, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника, имеют право на принятие решений об увольнении руководителей данных учреждений по рассматриваемому основанию.

Предлагаемая законопроектом редакция статьи 278 Кодекса, устанавливает, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой данной статьи, может приниматься в целях предотвращения возникновения условий, препятствующих реализации и защите прав и законных интересов собственника, а также законных интересов данной организации.

Кроме того, предусматривается, что для всех организаций должен быть установлен порядок принятия уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) указанного решения.

В отношении руководителей унитарных предприятий, учреждений этот порядок устанавливается, в зависимости от того, в чьей собственности находится унитарное предприятие, учреждение, Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В отношении руководителей других организаций порядок принятия о прекращении трудового договора с руководителем организации по данному основанию устанавливается учредительными документами организации.

Одновременно законопроектом предлагается устранить юридико-технические недостатки, имеющие место в статьях 278 и 279 ТК РФ. Так, действующая редакция пункта 3 статьи 278 ТК РФ дает основание предполагать, что содержание первых двух пунктов должно быть продублировано в трудовом договоре с руководителем организации, что не соответствует действительности. Поэтому слово "иным" из этого пункта предлагается исключить. Статья 279 содержит условие о том, что выплата компенсаций руководителю при увольнении его в соответствии с пунктом 2 статьи 278 выплачивается только "при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя". Это условие предлагается исключить, поскольку увольнение по данному основанию не относится к дисциплинарным взысканиям, применяемым в случае наличия вины работника, не требует соблюдения порядка наложения дисциплинарных взысканий (статьи 192 и 193 ТК РФ).

Ниже следует текст законопроекта:

" Статьи 278 и 279 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 18, ст. 1690, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2007, № 30, ст. 3808) изложить в следующей редакции:

"Статья 278. Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации
Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям:
1) отстранение от должности руководителя организации — должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
2) принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора;
3) по основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой настоящей статьи, может приниматься в целях предотвращения возникновения условий, препятствующих реализации и защите прав и законных интересов собственника, а также законных интересов данной организации. Порядок принятия уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) указанного решения устанавливается:
в отношении руководителя унитарного предприятия, учреждения, находящегося в собственности Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в отношении руководителя унитарного предприятия, учреждения, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, — уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
в отношении руководителя унитарного предприятия, учреждения, находящегося в муниципальной собственности, — органом местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
в отношении руководителей других организаций — учредительными документами организации, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 279. Гарантии руководителю организации в случае прекращения трудового договора
В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 статьи 278 настоящего Кодекса ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.". "