Законопроект (доступен в СПС "Право.Ru" здесь), предлагающий уголовно наказывать чиновников, которые не могут объяснить происхождение нажитого ими состояния, внесен в минувшую субботу в Госдуму. Предполагается, что если должностное лицо не сможет внятно обосновать, каким образом у него появился лимузин или дача на Канарах, то его имущество конфискуют, пишут "Новые Известия". Сажать за решетку при этом взяточников, скорее всего, не будут. Гораздо страшнее, по мнению экспертов, если коррумпированный государственный служащий лишится всего "нажитого непосильным трудом".
Как объясняют авторы законопроекта, пока поправки в Уголовный кодекс, непосредственно карающие должностных лиц за незаконное обогащение, в Госдуму не внесены. Прежде чем иметь право наказывать коррупционных чиновников, необходимо принять не ратифицированную нашей страной 20-ю статью конвенции ООН против коррупции. Именно законопроект о необходимости ратификации этого пункта международной конвенции внесен в конце прошлой недели на утверждение парламентариями.
Согласно этой статье, если должностное лицо не может объяснить, почему его состояние превышает официальные доходы, то это считается уголовным преступлением. Отметим, что конвенция ООН против коррупции была ратифицирована Госдумой в феврале 2006 года, но ратифицирована не полностью. Как пояснил один из авторов законопроекта, член комитета по безопасности Александр Куликов, "из закона о ратификации были выкинуты несколько пунктов по причине несоответствия с Конституцией и с заложенным в ней понятием презумпции невиновности". "Мы предлагаем сначала ратифицировать эту статью конвенции, – сказал депутат. – И после этого внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс".
По мнению г-на Куликова, предлагаемые нормы существенно повысят эффективность борьбы с коррупцией среди чиновников. На данный момент законопроект находится на рассмотрении комитета по международным делам, чья позиция будет известна на этой неделе. "Решив проблему с ратификацией, Россия берет на себя обязательство ввести в Уголовный кодекс соответствующую норму, предусматривающую уголовное наказание за незаконное обогащение", – пояснил депутат. Сам механизм наказания, по словам парламентария, должен быть очень четко прописан в законе. По его словам, нам не нужно будет придумывать ничего нового, поскольку можно будет воспользоваться богатым в этой сфере международным опытом. "Надо будет определиться, о каком периоде приобретения чиновником имущества надо вести речь, – отметил Куликов. – Возможно, это будет срок от пяти до десяти лет". Что касается наказания, то автор законопроекта полагает, что наиболее приемлемый вариант – это конфискация всего "нажитого непосильным трудом" имущества и ценностей, происхождение которых чиновник не может объяснить.
Солидарна с депутатами директор центра антикоррупционных исследований "Трансперенси интернэшнл" Елена Панфилова. По словам эксперта, такая процедура контроля над государственными служащими уже давно существует во многих странах. "Если установлено наличие у чиновника некоего имущества, то поднимают декларации о его доходах за последний год, – объяснила эксперт. – Если все было задекларировано и все объяснено, то тогда все в порядке. А если в декларациях за какое-то количество лет это имущество не фигурирует и вдруг неожиданно оно возникло, то это считается незаконным обогащением". По словам Елены Панфиловой, почти во всех странах публичные политики сдают декларации об имуществе и доходах постоянно. Для них это так же привычно и естественно, как ежегодный поход к зубному врачу.
"Уголовное наказание наступает в том случае, если должностное лицо не может разумным образом объяснить, откуда у него, например, появился автомобиль „Феррари“, – сказала эксперт. – Возможно, он накануне женился на наследнице Рокфеллеров. Или бабушка умерла и оставила наследство. Или все продал и купил машину. Если же вразумительных объяснений нет, то тогда наступает уголовная ответственность". Елена Панфилова рассказала, что в некоторых странах даже выпущена специальная брошюра о защите прав человека при применении данного закона. В книжке довольно подробно прописано, как сделать так, чтобы не пострадали невиновные, а виновные понесли наказание. Эксперт считает, что самое страшное и действенное наказание для коррумпированных чиновников – экономическое наказание плюс запрет на занятие публичных должностей. "Чиновник должен знать, что у него все отняли, и он больше ничего не сможет заработать, – считает Панфилова. – А когда он сидит за решеткой, а там, на свободе, его ждет вилла на Канарах, то сидится ему намного легче".
Как сообщало "Право.Ru", ФСКН рекомендует ввести уголовную и административную ответственность "за значительное увеличение активов, превышающих законные доходы должностных лиц", которые, согласно указу Президента, должны ежегодно отчитываться о доходах и имуществе. В ст. 285 и 286 УК ("Злоупотребление должностными полномочиями" и "Превышение должностных полномочий") ФСКН хочет прописать размер ущерба, который можно рассматривать как "существенный вред обществу и государству", а за "корыстную заинтересованность" при совершении преступления по ст. 286 предлагает назначать более строгое наказание. Заодно ведомство призывает прописать в УК и КоАП ответственность должностных лиц за неэффективное расходование бюджета и умышленное завышение цен при осуществлении госзакупок. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов называет эти инициативы "филькиной грамотой", пока нет основы для борьбы с коррупцией — политической конкуренции и независимого суда. "Коррупция является межведомственным, системным видом криминальной деятельности",- объясняет он. По его словам, главной мерой для борьбы с коррупцией было бы следование конвенции ООН против коррупции, ст. 20 которой (признание уголовно наказуемым деянием "значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы") Россия так и не ратифицировала.