Проблема совершенствования процедуры мониторинга законодательства и правоприменительной практики поднималась сегодня в ходе коллегии Минюста РФ по итогам 2010 года и задачам на 2011 год. Глава Минюста Александр Коновалов отметил, что для создания масштабного серьезного подхода к обобщению мониторинга законодательства необходимо говорить о персональном заказе.
В ходе заседания коллегии Коновалов сообщил о том, что в 2010 году Минюстом были разработаны 328 нормативно-правовых акта (по инициативе Минюста – 249), включая законопроекты, проекты актов Президента и Правительства РФ. Министерство в ходе мониторинга действующих законов и реализации решений Конституционного суда (КС) РФ установило, что до настоящего времени не приняты нормативно-правовые акты в целях реализации 43 решений КС РФ.
В свою очередь, заместитель министра юстиции РФ Дмитрий Костенников напомнил, что в 2010 году министерство отслеживало исполнение решений КС РФ. "Так, по данным Минюста, в 2010 году КС РФ вынес 15 решений, требующих принятия нормативно-правовых актов. В 2010 году было реализовано 12 решений КС, вынесенных с 2001 по 2010 год", — сказал Костенников.
"Последние изменения актов Правительства РФ, регулирующих организацию законопроектной деятельности, существенно упростили процедуру внесения федеральными органами исполнительной власти предложений в Проект плана Правительства РФ. В частности, практически перестал действовать механизм разработки концепции законопроектов. Реализация Плана законопроектной деятельности Правительства на 2010 год показала, что в План подчас включались законопроекты без анализа законодательных инициатив, находившихся в Госдуме, без учета разработок иных федеральных органов. В итоге, в связи с учетом положений плановых законопроектов, других проектов федеральных законов или по мотивам нецелесообразности разработки, 15 пунктов Плана были сняты с контроля", — сказал замминистра юстиции.
Он отметил, что необходима более тщательная проработка предложений в проект Плана. "Данная процедура нуждается в определенной корректировке, а именно: законодательной инициативе должен предшествовать мониторинг законодательства и правоприменительной практики, который в настоящее время проводится неэффективно и на недостаточно качественном уровне", — сказал Костенников.
Позже Александр Коновалов заявил журналистам, что в министерстве надеются, что эксперимент по мониторингу законодательства, который им проводится в интернет-сфере с участием трех интернет-операторов, начнет приносить определенные плоды и будет более или менее успешен, даст пищу для дополнительных размышлений. "Другое дело, что, конечно, надо понимать, что такая деятельность всегда будет носить фрагментарный, эпизодический характер. Если говорить о более масштабном, серьезном подходе, и даже переходе к кодификации отдельных отраслей законодательства, то нужно все равно будет говорить о персональном заказе на выполнение серьезного качественного продукта. В том числе, придется говорить и о создании группы хороших высокооплачиваемых экспертов, которые за разумные сроки подготовят тоже по-настоящему серьезное профессиональное обобщение накопленной информации и сделают конкретные предложения о том, как законодательство должно развиваться", — отметил Коновалов.