ПРАВО.ru
Новости
5 апреля 2011, 23:26

В Госдуму внесен законопроект о лишении неприкосновенности бывших Президентов РФ

В Госдуму внесен законопроект о лишении неприкосновенности бывших Президентов РФ
Фото Право.Ru

Лишить бывших Президентов РФ иммунитета предлагают Государтственной Думе. Соответствующий законопроект был внесен сегодня в нижнюю палату парламента. Авторы документа  заявляют, что такая норма противоречит Конституции РФ, признанным Россией нормам международного права и действующему в РФ уголовному законодательству.

Законопроект № 525847-5 "О внесении изменений в ФЗ „О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи“ внесен группой депутатов от фракции КПРФ А. Куликовым, В. Коломейцевым, Н. Останиной, Т. Плетневой и другими.

Предлагается признать утратившей силу статью 3 действующего закона „О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи“, которая наделяет неприкосновенностью Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. На основании этой нормы бывший Президент не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ.

Авторы законопроекта полагают, что положения данной статьи закона противоречат Конституции РФ, признанным Россией нормам международного права и действующему в РФ уголовному законодательству.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что „по смыслу статьи 91 Конституции РФ, неприкосновенностью обладает только действующий Президент РФ. Каких-либо условий или оснований для распространения института неприкосновенности на бывшего Президента РФ Основной закон не содержит. Наделение бывшего Президента РФ, ставшего после сложения полномочий обычным гражданином, неприкосновенностью противоречит статье 6 (часть 2) Конституции РФ, которая провозглашает, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией страны“.

Кроме того, как полагают депутаты, „распространение института неприкосновенности на лицо, оставившее пост Президента РФ, противоречит статье 19 (части  1 и 2) Конституции РФ, которой установлен принцип равенства всех перед законом.

Также, по их мнению, положения статьи 3 противоречат нормам, заложенных в статьях 2 и 26 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., обязывающих государство обеспечить равенство всех перед законом и эффективное средство правовой защиты, даже если нарушение этого правила было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Противоречат они и статье 13 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, также гарантирующей право каждого на эффективное средство правовой защиты в государственном органе признанных Конвенцией прав и свобод, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

“Наделение бывшего Президента РФ неприкосновенностью противоречит основополагающим принципам российского уголовного права. Статьей 1 Уголовного кодекса РФ установлено, что он основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права и является единственным источником норм российского уголовного права. Приоритет УК РФ в сфере уголовного права дополнительно закреплен в его статьях 2 (часть 2) и 3 (часть 1), из которых следует, что преступность деяния, а также наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ", — указывают разработчики документа, ссылаясь на Постановление Конституционного суда от 29 июня 2004 г.  № 13-П.

По их мнению, из данного Постановления следует, что установление новых норм в области уголовного права, согласно самой сути и природе уголовного закона, должно быть согласовано с УК РФ. "Появление в этой сфере норм, противоречащих УК РФ недопустимо, поскольку нарушает права и законные интересы граждан, дестабилизирует единое правовое пространство в сфере уголовного права", — отмечают авторы законопроекта.