Президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко считает "нонсенсом" отсутствие законодательного запрета по оказанию юридических услуг лицами, не имеющими юридического образования. Такое заявление он сделал в интервью "Российской газете".
По словам Семеняко, "Россия оказалась в уникальной ситуации: сфера юридической помощи отрегулирована лишь для части тех юристов, которые в ней задействованы. Одна часть — это наше, адвокатское сообщество, Федеральная палата адвокатов. Другая часть — это совершенно неформальная и не объединенная на какой-либо основе вольница: так называемые юридические консультанты и вольно практикующие юристы".
Говоря о "вольных стрелках", глава ФПА отметил, что, по сути, они занимаются той же деятельностью, что и адвокаты, но "рассматривают юридическую помощь исключительно как коммерческую деятельность и называют себя свободными юристами. В стремлении извлечь сиюминутную выгоду, они, не утруждая себя этическими соображениями, рекламируют услуги, часто идущие вразрез с законом". В качестве примера Семеняко привел объявление, где человеку гарантируют освобождение от призыва в армию или от дальнейшего отбывания наказания, либо прекращение уголовного дела. Он отметил, что в этом случае работают "те самые вольные юристы. Потому что ни один адвокат, ни кабинет, ни коллегия, ни бюро не может подобным образом рекламировать свои услуги. И тем более — гарантировать результат, поскольку все это было бы грубейшим нарушением этических норм".
В этой связи президент ФПА высказал глубокое сожаление, что "наш закон распространяется только на членов адвокатской корпорации, он не регламентирует доступ к сфере деятельности "свободных юристов", не запрещает оказывать юридические услуги даже лицам, не имеющим юридического образования. Это нонсенс, но, к сожалению, реальность".
Отвечая на вопрос, почему адвокатское сообщество, которое в его нынешнем виде живет уже почти десять лет, не бьет по этому поводу тревогу, Семеняко отметил, что оно говорит об этом с момента создания Федеральной палаты адвокатов. Он подчеркнул, что ФПА озабочена данной проблемой не потому, как считают некоторые, из-за жажды установить адвокатскую монополию на все юридические услуги, а потому, что для нормального общества это совершенно недопустимая ситуация.
"Куда попадают юристы, лишенные статуса в адвокатских палатах или уволенные за проступки из правоохранительных и судебных органов? Они вливаются в ряды вольных юристов и продолжают практиковать частным образом, только уже совершенно бесконтрольно", — отметил глава ФПА. Он высказал удовлетворение, что озабоченность ФПА "разделяет нынешнее руководство Министерства юстиции. Там разрабатывают концепцию реформирования сферы юридической помощи. На прошедшей в феврале коллегии Минюста глава ведомства Александр Коновалов объявил о том, что предлагается в рамках единого правового поля объединить под адвокатским статусом всех практикующих юристов".
Комментируя идею об объединении юридических консультантов в саморегулируюмую организацию, Семеняко сказал, что это возможно "только в качестве подготовительного этапа для вступления в адвокатскую корпорацию, но не в качестве конечной цели". Иначе, по его словам, "мы получим новый вариант параллельной адвокатуры со всеми вытекающими отсюда нежелательными последствиями — разнобоем в квалификационных требованиях, мерах ответственности за отступления от стандартов и низким уровнем помощи гражданам. Это мы уже проходили и смогли преодолеть, только объединившись в единую адвокатскую корпорацию".
Говоря о предложении Минюста решить вопрос объединения при помощи введения дополнительного регулирования сферы юридической деятельности посредством принятия нового закона о квалифицированной юридической помощи, глава ФПА подчеркнул, что "законодатель, конечно, может пойти и таким путем. Но он мне представляется не единственным. Мы готовы активно участвовать в обсуждении и других вариантов решения данной проблемы. В числе выдвинутых нами предложений — введение ограниченной адвокатской монополии на представительство в судах".
Семеняко обратил внимание, что эту идею разделяют и многие представители судейского корпуса. В частности, за нее неоднократно высказывался председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов.