ПРАВО.ru
Новости
22 апреля 2011, 18:44

Российским адвокатам пояснили, почему их клиентам нужно хранить деньги в швейцарских банках

Швейцарские адвокаты и юристы поделились опытом, как избежать конфликта интересов
Фото с сайта www.zakonia.ru

В Федеральной палате адвокатов РФ состоялся Московский форум для адвокатов, корпоративных юристов и консультантов с участием коллег из Швейцарии. Юристы обсудили вопросы, связанные с конфликтом интересов, профессиональными отношениями между адвокатами и корпоративными юристами, а также обменом налоговой информацией, сообщила сегодня пресс-служба ФПА.

В форуме "Отношения между клиентом, адвокатом и третьими лицами" приняли участие президент ФПА РФ Евгений Семеняко, первый вице-президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, атташе по экономическим вопросам Посольства Швейцарии Жак Деррон, исполнительный директор фонда "Швейцарско-Российский Форум" Беатрис Ломбард-Мартин.

Как отметил председатель ФПА Евгений Семеняко, квалификация участников форума позволила взглянуть на конфликт интересов с точки зрения адвоката с одной стороны, и с другой — с точки зрения банкира и аудитора.

"Отношения адвоката и банкира с клиентом в Швейцарии сходны", — рассказал, выступая перед участниками, адвокат, бывший президент Союза адвокатов Цюриха Урс Хэги. Сходство, по его словам, состоит в том, что "существуют законы о банковской тайне и о конфиденциальности отношений адвоката с его доверителем".

Так, институт адвокатской тайны предполагает, что адвокат не должен допускать конфликта интересов, он обязан действовать добросовестно и быть независимым. "Важно, чтобы это правило соблюдалось в отношении любых властей и государственных органов, в том числе судов", — подчеркнул У. Хэги. Он добавил, что корпоративные юристы вправе представлять интересы компаний в судах, но компании предпочитают поручать судебное представительство адвокатам. "В таких случаях юрисконсульт является связующим звеном в отношениях между руководством компании и адвокатом. Как и адвокат, он обязан соблюдать правило конфиденциальности, и в этом смысле ни один из них не находится в привилегированном положении", — отметил он.

По словам другого докладчика партнера фирмы "КПМГ" (г.Цуг) Курта Видмера, предотвращение конфликта интересов также является одним из принципов профессиональной деятельности аудиторов. "Только в отсутствие такого конфликта может быть обеспечена их профессиональная независимость при проведении проверок", — сказал он. Курт Видмер поделился опытом фирмы "КПМГ", благодаря которому риск возникновения конфликта интересов удалось свести к ничтожно малому показателю — 0,01%.

Так, сотрудники фирмы обязаны соблюдать Кодекс поведения при проведении аудита или комплексной проверки, а также правила, определяющие перечень случаев, когда может возникнуть конфликт интересов. "Например, такой конфликт возникает, если один из клиентов хочет продать компанию, а другой – купить. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, фирма „КПМГ“ использует специальное программное обеспечение, которое позволяет выявлять, в том числе, и неочевидные связи между клиентами – компаниями и их сотрудниками", — рассказал К. Видмер.

На форуме также обсуждалась проблема, связанная с ослаблением института банковской тайны в Швейцарии. Проблема возникла в связи с тем, что 2 марта 2011 года Швейцария и Россия парафировали новую редакцию договора об обмене налоговой информацией в соответствии со ст. 26 Типовой конвенции ОСЭР. Согласно этой редакции, налогоплательщик может быть идентифицирован путем раскрытия информации о его имени, адресе и даже номере счета в банке. 

Как рассказали присутствовавшие на форуме адвокаты, их клиенты обеспокоены тем, что банковская тайна может быть открыта Федеральной налоговой службе. Российских коллег попытался успокоить швейцарский адвокат Юрг Бирри. Во-первых, отметил он, новая редакция договора между Швейцарией и Россией вступит в силу не ранее 2013 года. Во-вторых, она предусматривает обмен информацией только в случае, если клиент банка уклоняется от уплаты налогов, а власти имеют достаточные основания полагать, что он имеет счет в этом банке.

"Запрос из иностранного государства поступает налоговым властям в Берне, которые направляют его в банк только после проверки. При этом банк обязан информировать клиента о поступлении запроса, а клиент вправе не согласиться на раскрытие информации – в последнем случае вопрос передается на рассмотрение суда", — пояснил Бирри.