Группа депутатов Госдумы внесла в нижнюю палату парламента законопроект об изменениях в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которыми, в частности, предлагается исключить из УПК положения о рассмотрении уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях в районном суде коллегией из трех судей. По мнению авторов законопроекта, это позволит перераспределить штатную численность федеральных судей в суды, в которых нагрузка на судей превышает среднестатистические нормы.
Вчера в Госдуму поступил законопроект № 556064-5 "О внесении изменений в статьи 30 и 217 УПК РФ". Его авторы — председатель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, глава комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин и депутаты Владимир Груздев, Вера Лекарева предлагают в пункте 3 статьи 30 УПК РФ (Состав суда) указать, что "коллегия из трех судей Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда" – (рассматривает) "уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями 2-4, 208 частью 1, 212 частью 1, 275, 276, 278, 279 и 281 УК РФ, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, — уголовные дела о преступлениях, указанных в части 3 статьи 31 настоящего Кодекса".
Действующая норма УПК РФ предусматривает, что уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, рассматриваются коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Такое правило было введено с 1 января 2004 года и было призвано создать альтернативу упраздненному коллегиальному порядку рассмотрения отдельных категорий дел судьей с участием двух народных заседателей. Тогда были проведены организационно-штатные мероприятия по увеличению их численности из расчета не менее трех штатных единиц судей на каждый суд данного уровня.
"Однако практика работы районных судов показала, что данная норма оказалась невостребованной, и содержание в штате некоторых районных судов трех единиц федеральных судей является необоснованным с точки зрения соотнесения их служебной нагрузки со среднестатистическими данными по России. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2010 году в районных судах было рассмотрено свыше 554 тысяч дел, из которых коллегией из трех судей рассмотрено 658 дел или 0,1%", — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Депутаты также обращают внимание на то, что на конец 2010 года в России функционировало 2 315 районных судов, в большинстве районных судов уголовные дела в таком составе суда вообще не рассматривались.
"Таким образом, для рассмотрения в районном суде уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях вполне достаточным является состав суда в виде федерального судьи. В то же время возможность рассмотрения коллегией из трех судей дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, подсудных вышестоящим судам, в том числе о преступлениях террористического и экстремистского характера, следует сохранить в подсудности верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, а также в подсудности Верховного Суда РФ", — отмечают авторы законодательной инициативы.
С текстом документа можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.