ПРАВО.ru
Новости
6 июня 2011, 16:50

В Госдуму внесен законопроект о новой организационно-правовой форме для рисковых бизнес-проектов

В Госдуму внесен законопроект о новой организационно-правовой форме для рисковых бизнес-проектов

В Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий появление в России новой организационно-правовой формы для коллективного инвестицирования, которая позволит осуществлять коллективную инвестиционную деятельность при реализации венчурных (особо рисковых) бизнес-проектов — инвестиционного товарищества, сообщается в материалах палаты.

Законопроект № 557184-5 "Об инвестиционном товариществе" внесен в Госдуму Правительством РФ.

Как поясняют авторы законопроекта, в настоящее время в российском законодательстве приемлемые организационно-правовые формы для коллективного инвестицирования в "рисковые" проекты отсутствуют. Наиболее близким аналогом распространенной за рубежом формы коллективного инвестирования (limited partnership) в российском праве является товарищество на вере (коммандитное товарищество), которое предоставляет своим участникам (полным товарищам и коммандитистам) различный объем прав и тем самым приближает характер деятельности такого товарищества к инвестиционным правоотношениям.

"Несмотря на наличие ряда преимуществ данной организационно-правовой формы (в том числе возможность поэтапного увеличения складочного капитала (commitments), возможность привлечения вкладчиков к участию в управлении товариществом и др.) товарищество на вере не лишено и ряда недостатков, которые снижают его привлекательность в качестве потенциальной формы (института) коллективного инвестирования.", — отмечают авторы проекта. Так, всего с момента введения в российское законодательство организационно-правовой формы товарищества на вере (1994 год) в России было зарегистрировано всего 680 таких товариществ, при этом сколько из них реально работало неизвестно.

Второй организационно-правовой формой, получившей некоторое распространение в качестве института коллективного инвестирования в Российской Федерации, в том числе в венчурной сфере, является договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). Согласно ему двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Однако нормы гл. 55 Кодекса о простом товариществе (договоре о совместной деятельности) не в полной мере адаптированы к нуждам реализации бизнес-проектов в инновационной сфере и запросам инвесторов. Как считают в Правительстве РФ, ключевым недостатком конструкции договора простого товарищества является установленная п. 2 ст. 1047 ГК РФ солидарная ответственность всех товарищей по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения.

Конструкция инвестиционного товарищества, вводимая внесенным законопроектом, имеет ряд отличительных признаков. Так, инвестиционное товарищество предполагает одновременное участие в договоре не менее двух лиц, одно из которых является полным партнером (general partner), как правило, венчурной компанией, осуществляющей приобретение активов в инновационной сфере и управлением ими до тех пор пока, они не будут проданы, а другое — вкладчиком-инвестором (limited partner), ответственность и права на участие в управлении партнерством которого ограничены. Другой отличительной чертой является то, что вкладчик-инвестор не имеет возможности выйти из договора или иным образом отказаться от исполнения принятых на себя обязательств, связанных с поступательным предоставлением инвестиционных средств в течение инвестиционного периода. При этом возможности одновременного участия general partners и limited partners в нескольких партнерствах законодательно не ограничены.

Основным принципом правового регулирования договора об инвестиционном товариществе по законопроекту является внедрение в его конструкцию максимального количества диспозитивных возможностей для участников устанавливать удобные им для данного конкретного инновационного или иного бизнес-проекта или случая правила.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, такой подход одновременно позволяет использовать вводимую проектом конструкцию договора инвестиционного товарищества для осуществления совместной деятельности не только в венчурных, но и в иных бизнес-проектах (с учетом установленных законопроектом ограничений), требующих объединения имущества и/или управленческих и организационных усилий для осуществления совместной деятельности и достижения положительного экономического эффекта.

Законопроект также устанавливает ряд особенностей правового регулирования договора об инвестиционном товариществе, а именно наличие в договоре об инвестиционном товариществе двух категорий участников – управляющих товарищей и обычных товарищей с различным объемом прав и обязанностей, а также с различным объемом ответственности, невозможность внесения обычными (неуправляющими) товарищами вклада в общее дело не в денежной форме, отсутствие ограничений на участие как управляющих товарищей, так и обычных товарищей в нескольких договорах инвестиционного товарищества, ограничения по участию в договоре инвестиционного товарищества для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и др.

Кроме того, все участники договора несут полную солидарную ответственность по общим внедоговорным обязательствам, а также по договорным обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

Договор инвестиционного товарищества и все приложения к нему (включая политику ведения общих дел (инвестиционную декларацию), соглашений участников договора о полной и/или частичной уступке своих прав по договору инвестиционного товарищества, а также доверенности на ведение общих дел) должны быть в обязательном порядке заверены нотариусом.

С текстом законопроекта, а также пояснительной запиской к нему можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.