Верховный суд России вынес решение в пользу таможенного брокера, на которого наложили крупный штраф за недостоверное декларирование ввозимых товаров. Фирма ОНП ввезла из Швеции списанные артиллерийские тягачи МТ-ЛБ и задекларировала их как "трактора б/у". Местные таможенники согласились с такой классификацией. Однако вышестоящая Белгородская таможня провела проверку и переоформила бронетягачи как подержанные грузовики и автобусы, ввоз которых облагается заградительными пошлинами. После этого с брокера не только взыскали огромную пошлину, но и присудили его к крупному штрафу. Позже решения таможни были отменены в арбитражных судах.
Таможенный брокер ООО "ОНП", действуя в интересах своего клиента ООО "Регионторг", ввозил в Россию партию списанных гусеничных транспортеров на базе артиллерийского тягача советского производства МТ-ЛБ. Эти машины ранее стояли на вооружении шведской армии. Заказчик собирался использовать демилитаризованные броневики как гражданские вездеходы — гусеничные тягачи и вахтовые автобусы для условий Заполярья.
Исходя из назначения ввозимых машин, брокер задекларировал их на таможенном пункте по классификационной позиции "тракторы гусеничные прочие" (ставка ввозной пошлины 15%). Служащие Белгородского западного таможенного пункта согласились с таким определением. Однако позже Белгородская таможня провела общую ревизию, по результатам которой пришла к выводу, что фирма ОНП допустила административное правонарушение — заявила при декларировании товаров недостоверные сведения о них и тем самым занизила размеры пошлины (ч.2 ст.16.2 КоАП).
По мнению Белгородской таможни, бронетягачи должны были классифицироваться как "моторные транспортные средства для перевозки грузов, прочие, с момента выпуска которых прошло более 5 лет", а пассажирские бронетранспортеры — как "моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек, прочие, с момента выпуска которых прошло более 7 лет". Как известно, на подержанные грузовики старше 5 лет и автобусы старше 7 лет в России установлены заградительные пошлины — 3 евро за 1 куб. см объема двигателя и 2,2 евро за 1 куб. см соответственно.
После этого с таможенного брокера взыскали не только повышенную ввозную пошлину, но и штраф. Дело об административном правонарушении было передано в суд, который подтвердил вину таможенного брокера и наложил на него административный штраф в размере 50% от положенной пошлины. Соответствующее решение вынес Свердловский райсуд Белгорода, затем оно было подтверждено Белгородским облсудом и постановлением зампредседателя Белгородского облсуда. Тогда таможенный брокер обратился с надзорной жалобой в Верховный суд РФ.
Как установил ВС (решение суда доступно здесь), декларируя на таможенном пункте ввозимые транспортные средства, общество ОНП полностью указало их технические характеристики и марку. В таможенной декларации они описывались так: "транспортные гусеничные машины, бывшие в употреблении, на базе тягача МТЛБУ — 2 шт., на базе тягача МТПЛБ — 2 шт., на базе тягача МТЛБ — 2 шт. после проведения работ по демилитаризации и предпродажной подготовки; для перевозки людей и грузов в сложных природно-климатических условиях".
ВС обращает внимание на то, что ввезенный товар был самостоятельно классифицирован брокером как "тракторы гусеничные прочие". При этом таможенники проверили достоверность такой классификации и утвердили ее. Лишь впоследствии вышестоящее управление таможни провело ревизию и усмотрело в действиях брокера признаки административного правонарушения. Однако тот факт, что таможня пересмотрела собственное решение и переквалифицировала ввозимые машины, "не может свидетельствовать о том, что действия ООО „ОНП“ образуют объективную сторону административного правонарушения", — говорится в решении ВС.
Исходя из этого, Верховный суд отменил решения нижестоящих судов, признавших таможенного брокера виновным в административном нарушении, снял с него наложенный штраф в размере 50% от ввозной пошлины и закрыл дело. Вместе с тем, в ВС не рассматривалась законность решения таможенников о переклассификации ввезенных бронетягачей, после которого брокеру пришлось уплатить за них пошлину, как за старые автобусы и грузовики.
Это решение Белгородской таможни было оспорено обществом ОНП в арбитражных судах, решения по делу можно увидеть здесь. Суд первой инстанции занял сторону таможенников, признав их решение о переклассификации бронетягачей законным и обоснованным. Как следует из решения Арбитражного суда Белгородской области, размер пошлины, наложенной на брокера за ввоз шести машин, превышает 8,8 млн рублей. Также на общество были возложены расходы на проведение экспертиз и судебные расходы таможни. Однако впоследствии это решение было отменено 19-м ААС и ФАС Центрального округа, решение ФАС ЦО в пользу брокера вступило в законную силу.
Заметим, что в архиве судебных решений ВАС есть документы и по другим тяжбам ООО "ОНП" с Белгородской таможней, связанным с ввозом подержанных тягачей (например, их можно найти здесь и здесь). Общий размер претензий таможенников к брокеру составил сотни миллионов рублей (в среднем, по 1,8 млн рублей за одну ввезенную гусеничную машину). Также из решений судов можно сделать вывод, что по искам таможни на имущество брокера были наложены обеспечительные меры, парализовавшие его работу и поставившие предприятие на грань банкротства. Разбирательства по некоторым из этих дел продолжаются.