Обвиняемых в бандитизме и организации преступного сообщества должны судить не присяжные, а коллегия из трех профессиональных судей, считает председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. Он предлагает изменить подсудность таких уголовных дел и внести соответствующие изменения в статью 30 УПК РФ.
Сенатор внес в нижнюю палату парламента законопроект № 571513-5 "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Поправками в статью 30 УПК РФ из подсудности суда с участием присяжных заседателей исключаются уголовные дела по статье 209 УК РФ (бандитизм") и статье 210 УК РФ (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)). Рассматривать такие дела должны будут коллегии из трех профессиональных судей.
Обосновывая необходимость внесения изменений, Лысков отмечает, что практика рассмотрения судами с участием присяжных заседателей таких уголовных дел свидетельствует о том, что присяжным заседателям, не имеющим юридической подготовки, крайне сложно оценивать доказанность фактических обстоятельств и весьма специфические признаки составов преступлений ("устойчивая вооруженная группа (банда)", "руководство бандой", преступное сообщество (преступная организация)", "руководство им или входящими в него структурными подразделениями", "координация преступных действий", "создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами" и другие).
"Кроме того, при рассмотрении уголовных дел, связанных с преступной деятельностью организованной группы лиц (преступного сообщества), повышается вероятность давления на присяжных заседателей путем угроз, расправы, шантажа, а также подкупа", — отмечает сенатор.
В пояснительной записке к документу отмечается, что такие нововведения "согласуются с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 19 апреля 2010 года № 8-П, согласно которой исключение из подсудности суда с участием присяжных заседателей уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205 (террористический акт), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти) и 279 (вооруженный мятеж) УК РФ, и их отнесение к компетенции суда в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции не противоречит Конституции РФ".