Высший Арбитражный Суд опубликовал на своем сайте проект постановления пленума под названием "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Проект подготовлен управлением публичного права и процесса ВАС и должен будет заменить аналогичное постановление Пленума ВАС РФ №5 от 28.02.2001 года.
Документ состоит из 85 пунктов и посвящен многим вопросам: исполнение обязанности по уплате налога, применение ответственности, реализация мероприятий налогового контроля, возврат (зачет) сумм переплаты, вступление решений налогового органа в силу и их обжалование в вышестоящий орган, принудительное взыскание налогов.
Первый и второй пункты проекта касаются взыскания с агента налога, который он не удержал с налогоплательщика. Как поясняют "Ведомости", агентами являются, например, брокеры, компании, которые платят за сотрудников НДФЛ, удерживают налоги при выплате дивидендов или НДС при оказании услуг иностранцам. Запрещая взыскивать с агента пени, ВАС при этом разрешает налоговому органу взыскивать с него убытки путем предъявления соответствующего иска. Комментируя "Ведомостям" эту новацию, начальник управления публичного права и процесса Владимир Корнеев объясняет, что "споры по этому вопросу ведутся давно, [поэтому] нужно дать разъяснения".
В проекте также поясняется, что при решении вопроса о привлечении налогоплательщика за нарушение налогового законодательства все действия и бездействия его представителя будут расцениваться как действия самого налогоплательщика (пункт 3).
Поскольку документ еще находится в стадии проработки и пока ни разу не выносился на публичное обсуждение, к некоторым пунктам в тексте имеются альтернативные варианты. Например, при решении вопроса о том, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату налога при использовании занижения налоговой базы в случае, если на момент образования недоимки у него имелась переплата по нему. В этом случае основной текст пункта 19 предлагает рассматривать сложившуюся ситуацию как отсутствие оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, в то время как альтернативный вариант этого пункта напоминает, что Налоговый кодекс за подобные действия предусматривает ответственность, а потому переплата роли не играет.
Альтернатива имеется и по ситуации, когда налогоплательщик при обжаловании решения налоговой инспекции в вышестоящий орган приводит только часть из тех доводов, которые он впоследствии озвучивает в суде (пункт 70).
В 32 пункте проекта ВАС указывает, что несоблюдение налоговым органом сроков в процессе проведения налогового контроля не может влечь за собой изменения порядка исчисления сроков на взыскание – они должны соответствовать НК РФ.
Пункт 72 проекта содержит порядок исчисления сроков подачи заявления в суд об оспаривании налогоплательщиком решения налогового органа о привлечении его к ответственности.
74 пункт при отсутствии своевременного ответа вышестоящего налогового органа на досудебную жалобу на решение нижестоящего "автоматом" относит на ответчика судебные расходы по делу об оспаривании решения, независимо от его исхода.
Пункт 76 обязывает суды отменять меры обеспечения, направленные в процессе рассмотрения дела на налоговый орган, после вынесения негативного для плательщика решения. При этом 77 пункт проекта запрещает налоговым органам принимать свои меры обеспечения уплаты недоимки, если спор уже находится в суде.
В пункте 78 говорится, что сбор доказательств осуществляется как налоговым органом, так и налогоплательщиком в досудебный период разрешения налогового спора. Помимо этого документ предусматривает возможность представления в суд новых доказательств налогоплательщиком и налоговым органом при наличии уважительных причин.
Проект еще будет обсуждаться на президиуме, поэтому, возможно, многие его пункты изменятся. Также ВАС активно призывает представителей юридической общественности направлять свои отзывы и замечания на проект.