ПРАВО.ru
Новости
7 ноября 2011, 16:46

Работает ли право в российском спорте - международная конференция в Казани

Работает ли право в российском спорте - международная конференция в Казани
Фото ТПП республики Татарстан

Словосочетание "спортивное право" в среде российских юристов звучит не часто. Во многом это объясняется тем, что большинство возникающих у спортсменов конфликтов с их тренерами, клубами, лигами по советской традиции замалчиваются и решаются с помощью так называемого "телефонного права" или неправовыми методами. Спортсмен в такой ситуации практически зачастую лишен возможности защитить свои права, так как вынужден подчиниться воле более сильного – например, клуба.

Работает ли право в российском спорте? Пожалуй, именно этот вопрос был лейтмотивом конференции, прошедшей в начале ноября в Казани и посвященной спортивному арбитражу.

Принимала гостей Торгово-промышленная палата Республики Татарстан. Выбор места проведения уже второй по счету конференции по спортивному арбитражу (первая проходила в Москве) объясним. Поволжье в целом известно своим спортсменами, а в самой Казани намечается целый ряд спортивных событий международного масштаба –Чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ среди студентов 2012 года, Универсиада 2013 года, Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года, некоторые матчи в рамках Чемпионата мира по футболу 2018 года.

На конференции в Казани собрались, в основном, сторонники разрешения спортивных споров в арбитраже при Торгово-промышленной палате РФ. Само мероприятие, имевшее статус международного, организовали ТПП, Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения, Министерство юстиции США и посольства США в России. Участие США объясняется, прежде всего, их заинтересованностью в развитии так называемого чистого спорта и методов рассмотрения спортивных конфликтов, альтернативных суду в Лозанне. 

В США, где спортивные достижения приветствуются и культивируются, соответствующая отрасль права – sport law – давно  существует и изучается. Как оказалось, и у нас оно есть, мало того – преподается студентам. Курс спортивного права, например, читают в Московской государственной юридической академии и Казанском государственном университете. 

Для разрешения конфликтных ситуаций спортсменов с их коллегами, клубами, лигами в США существует достаточно прозрачная система спортивных арбитражей. Европа и Россия на данный момент отдают предпочтение международному спортивному арбитражному суду в Лозанне, по аналогии с которым Олимпийский комитет России создал свой спортивный арбитражный суд для решения внутринациональных спортивных конфликтов.

Правда, обязательным условием рассмотрения спора в этом суде (помимо соответствующей арбитражной оговорки в регламенте спортивной организации) является исчерпание заявителем всех правовых средств защиты своих нарушенных прав, предоставленных физкультурно-спортивной организацией, чьи решения или действия обжалуются. Это значит, что перед тем как попасть в суд при Олимпийском комитете, спортсмен обязан пройти разбирательство в согласительной комиссии, созданной при клубе, лиге или спортивной федерации.

Созданный, как и спортивный суд в 2003 году, но несколькими месяцами позже, спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате представляет собой альтернативу арбитражу при Олимпийском комитете — спортивные организации сами вольны выбирать, с кем заключать соглашение о сотрудничестве, и ссылку на какой арбитраж вносить в свой регламент. Представители арбитража при ТПП своими преимуществами считают отсутствие требования к спортсмену рассмотреть спор внутри лиги, а также возможность рассмотрения споров международного характера, то есть быть альтернативой суда в Лозанне.

Конференцию открывал председатель спортивного арбитража при ТПП Александр Куприянов. Он объяснил, что старая административная модель для разрешения конфликтов в области спорта работает плохо, и на смену ей должно придти третейское разбирательство. Куприянов также рассказал о том, что у арбитража при ТПП уже подписаны соглашения о сотрудничестве с Олимпийским комитетом России, Всероссийской федерацией легкой атлетики, Национальной антидопинговой организацией "РУСАДА", Континентальной хоккейной лигой и другими спортивными федерациями и организациями.

Конечно, таких соглашений не достаточно – чтобы спортсмен имел возможность передать спор с этими организациями на рассмотрение арбитража при ТПП, в их уставе или регламенте должна содержаться соответствующая оговорка.

Выступал на конференции и представитель государственных судов – замглавы Федерального арбитражного суда Поволжского округа Геннадий Кормаков. Он рассказал, что в поволжских арбитражных судах за последнее время было рассмотрено около 15 дел, так или иначе связанных со спортом: их участниками были футбольный клуб "Ротор", детские спортивные школы, общественные спортивные организации. Конечно, эти дела имеют к спорту лишь опосредованное отношение, тем более, что основная категория спортивных конфликтов  попадает в суды общей юрисдикции – как, например, трудовые споры или вопросы, связанные с дисквалификацией спортсмена.

Но, как отметил выступавший позднее один из разработчиков курса спортивного права, старший преподаватель  юридического факультета Казанского государственного университета Владимир Васькевич, основная проблема рассмотрения таких дел в государственных судах – отсутствие у судьи специальных знаний и длительный срок рассмотрения спора. Как правило, решение спортсмену необходимо получить быстро, так как, если он даже выиграет дело о своей дисквалификации спустя несколько лет, никакого значения для его карьеры это решение уже иметь не будет.

На данный момент, по словам Васькевича, все спортивные споры в России "замкнуты внутри спортивных лиг, что нарушает право спортсмена на беспристрастное рассмотрение его дела". Тему продолжил коллега Васькевича – завкафедрой гражданского и предпринимательского права Казанского университета Михаил Челышев. По его мнению, сложность передачи спортивных споров на рассмотрение арбитражей еще и в том, что они могут рассматривать только гражданско-правовые споры. "Например, Трудовой кодекс молчит о возможности рассмотрения трудовых споров в порядке медиации, несмотря на то, что соответствующий закон это предусматривает", — отметил Челышев. Он также добавил, что, несмотря на то, что специальные комиссии при лигах не легитимны, спортсмены все равно предпочитают идти в них из-за скорости рассмотрения своего дела. Также Челышев обозначил необходимость создания специального Спортивного кодекса.

В противовес ему выступил замглавы юридического отдела Российского футбольного союза Евгений Морозов. Он подчеркнул, что для всех спортивных споров должно существовать обязательное досудебное урегулирование, которым должны заниматься специальные комиссии при федерациях.

На конференции присутствовал и мэр Деревни Универсиады-2013 Фарид Абдулганиев, который очень красочно провел презентацию этого спортивного проекта. Но как оказалось, взаимопонимания в части правого регулирования спортивных отношений нет даже внутри самой Казани. Васькевич рассказал, что общего языка у специалистов университета по спортивному праву с организаторами Универсиады нет и что, например, контракты, которые заключаются с волонтерами Универсиады, ничем собой не напоминают правовые договоры.

Особое внимание привлек доклад Джея Рейзингера из США — партнера адвокатской фирмы "Фарелл и Резингер" (США), практикующего специалиста по спортивному арбитражу. На примере арбитража при Ассоциации игроков бейсбола Рейзингер рассказал о том, как спортивные конфликты разрешаются в его стране. Приводимым иностранным арбитром примерам оставалось только удивляться и завидовать. Так, он рассказывал о том, как один из питчеров был заподозрен  в употреблении марихуаны и кокаина. Высшая бейсбольная лига вызвала этого игрока с требованием объясниться. Поскольку обвинение со стороны властей ему так и не было предъявлено, питчер отказался. За это неповиновение лига отстранила бейсболиста от игр, однако арбитраж встал на его сторону и восстановил его.

Рейзингер рассказывал также о случаях отстранения игрока за грубые высказывания в прессе в адрес болельщиков команды-соперника, обвинения одним спортсменом другого в употреблении стероидов, о несогласии игроков с размером заработка. Все эти случаи были рассмотрены спортивным арбитражем, который, в основном, вступался за права спортсменов.

России пока далеко до такого уровня. Но факт обсуждения проблем спортивного права дает надежду на то, что когда-нибудь наши спортсмены будут иметь возможность передать свой спор с клубом или лигой на рассмотрение независимого органа и что конфликты в области спорта перестанут решаться путем телефонных звонков, тайных бесед, шантажа и подкупа.