ПРАВО.ru
Новости
14 декабря 2011, 16:33

"Нам некогда учиться на работе, от наших ошибок люди страдают" - ДСП отклонило жалобу уволенной судьи Саутиевой

"Нам некогда учиться на работе, от наших ошибок люди страдают" - ДСП отклонило жалобу уволенной судьи Саутиевой
Председатель Верховного суда Республики Ингушетия Ибрагим Фаргиев Фото Право.Ru

Во вторник Дисциплинарное судебное присутствие рассматривало дело судьи из Ингушетии Зимы Саутиевой, которая считает, что столкнулась с давлением со стороны исполнительной власти и заказным увольнением. Местное судейское сообщество, в свою очередь, уверено, что она совершила слишком много ошибок. И хотя у членов ДСП возникло подозрение, что ингушская ККС пыталась запутать присутствие, жалоба Саутиевой была отклонена.

Зима Саутиева была назначена на должность судьи Магасского районного суда Ингушетии 28 декабря 2008 года на трехлетний срок полномочий. До этого, с 2004 года, она работала начальником юридического отдела в администрации президента республики Марата Зязикова (отправлен в отставку в 2008 году). Представление о досрочном прекращении ее полномочий в Квалификационную коллегию судей было внесено председателем Верховного суда РИ Ибрагимом Фаргиевым 15 августа 2011 года. Свою позицию он аргументировал тем, что вступив в эту должность в феврале 2011 года, он оценил "сложную ситуацию с судейским сообществом в республике", начал анализировать работу судей и в отношении Саутиевой у него возникла "настороженность" из-за "многочисленных жалоб".

Решение по Саутиевой ингушская ККС вынесла 26 октября 2011 года. Сначала ей предложили добровольно уйти в отставку и предостерегли, что после увольнения "ей будет трудно найти работу". Однако она отвергла это предложение и лишилась полномочий.

Обжалуя это решение в квалифколлегии в Дисциплинарном судебном присутствии, Саутиева указывала на то, что ККС допустила серьезное нарушение, включив в свой состав двух судей – Аушева и Бычкову, полномочия которых на тот момент истекли. Отсутствие автора представления Фаргиева на заседании республиканской квалифколлегии Саутиева также расценила как процессуальное нарушение. "Мне сказали, что присутствовал и.о. председателя Верховного суда, но присутствие не означает участие, — восклицала она. – А доводы представления изучались лишь на самом заседании ККС. Я же не сапог с улицы, но мне кажется, что со мной поступили, как именно с сапогом с улицы". В дальнейшем Саутиева не раз повторяла эту метафору, и в целом ее выступление было очень эмоциональным. Обратила она внимание ДСП и на то, что квалифколлегия не обсуждала ее моральные и профессиональные качества, проигнорировав желание учиться и набираться опыта. "Я дважды за два года была на курсах повышения квалификации по своей инициативе, но это никому не нужно", — с обидой заметила Саутиева.

Глава Квалификационной коллегии судей Ингушетии Хамзат Цуров, обосновывавший правильность решения об увольнении Саутиевой, прежде всего, заявил, что Аушев и Бычкова имели право присутствовать на заседании ККС. По его словам, он должны были закончить имеющиеся у них дела, а также имели право работать в тех органах судейского сообщества, в которых они состояли. "Те двое судей, которых не воспринимает заявитель могли принимать участие. У нас есть письмо замминистра, закон о статусе судей также позволяет, кроме того, один из них присутствовал в ознакомительных целях", — сказал Цуров. Кворум по его словам, в любом случае был. "Из 19 членов коллегии присутствовало 12 человек, и 8 из них проголосовали против Саутиевой", — сказал он. Когда члены ДСП зачитали весь список проголосовавших, выяснилось, что 8 человек из него являются судьями, а оставшиеся — представителями общественности.

Что касается отсутствия на заседании ККС, где была уволена Саутиева, автора представления — Фаргиева, то и на этот аргумент у Цурова был контрдовод. "Есть и письмо Фаргиева, подтверждающее все его требования", — сказал глава ингушской квалифколлегии.

Выслушав его, члены ДСП начали задавать вопросы Саутиевой. Она не согласилась с количеством нарушений, которое ей приписывали. "По итогам 2009 года у меня были отменены три приговора. Недочеты были, но это из-за большой нагрузки и недостатка опыта: я работаю судьей всего два года", — напомнила она.

Пожалуй, больше всего вопросов у членов присутствия вызвали ошибки, допущенные при рассмотрении уголовных дела. В фабуле одного из приговоров Саутиева перепутала отчество осужденного, по другому делу ошибочно приняла решение о продлении срока заключения под стражей, в третьем неверно определила вид наказания. С тем, что рассмотрение уголовных дел вызывало у Саутиевой затруднения, она согласилась: "Я всегда старалась вникать в эти дела, [но] до этого работала только по гражданскому праву, отсюда и упущения". Однако, как выяснилось, проблемы были и с гражданскими делами: выявились случаи волокиты с предоставлением копий судебных актов и задержки по 8 месяцев с передачей дел в кассационную инстанцию.

"Вы хотели нас запутать. Не получится"

Одним из объектов претензий Цурова к Саутиевой были недостатки судебных актов. Однако ДСП нашла такие же и в материалах квалификационной коллеги.

— Из вашего текста следует вывод, что судья принимает дело к производству без вынесения определения… Вы понимаете, что это очень серьезное обвинение? – спросил Цурова один из членов ДСП.

— В данном случае не это имелось в виду, надо уточнить в материалах дела, – ответил смущенно тот.

Вообще члены ДСП на протяжении всего слушания несколько раз выражали недовольство тем, как выглядели материалы дела. "Нужны были лишь копии судебных актов, а вы нам направили все материалы. Вы хотели нас запутать? – спросили у Цурова председательствующая в присутствии судья. – У вас не получится нас запутать".

Особое мнение о давлении исполнительной власти

Еще одной темой, вызвавшей довольно бурную дискуссию, стал вопрос давления на Саутиеву, бывшую сотрудницу Зязикова, со стороны исполнительной власти после того, как президентом Ингушетии стал Юнус-Бек Евкуров. Саутиева считает, что началом конфликта стало обращение в Магасский райсуд Тагира Оздоева, судьи Верховного суда Ингушетии, которого постановлением Совета судей РИ исключили из местной квалификационной коллегии по негласному указанию президента. Дело Оздоева отказались рассматривать все судьи, кроме Саутиевой, а она, по ее словам, несмотря на указания сверху, вынесла решение в пользу Оздоева. В дальнейшем, утверждает она, на изданный ей судебный акт президентом Евкуровым была наложена резолюция "отменить решение". Саутиева также считает, что и уволили ее по политическому заказу.

Глава ингушской ККС Цуров на ДСП допустил, что на Саутиеву оказывалось давление, а председатель республиканского Верховного суда Фаргиев категорически отрицал такую возможность. Присутствие личное мнение Цурова приобщило к делу. Это было сделано, несмотря на возражения одного из членов ДСП.

"Некогда учиться на работе"

Глава ВС РИ Фаргиев на заседании ДСП категорически возражал против того, чтобы проявить снисхождения к Саутиевой. Он вспомнил все недостатки в ее работе и резюмировал:

— Нам некогда учиться на работе, от наших ошибок люди страдают.

— Можно ли в будущем рассчитывать на Саутиеву как на судью, несмотря на весь этот стресс? — поинтересовались у него.

— Нет, я не вижу такой возможности, — безапелляционно отрезал Фаргиев.

Саутиева в прениях снова признала, что совершала ошибки в работе, но по неопытности, однако увидела для себя возможность оправдаться в том, что ни одна жалоба на нее не была доведена до ее сведения. "Я уверена, председатель вынес представление, не разобравшись", — сказала она. Снова был упомянут и политически-заказной подтекст решения квалификационной коллегии, которую Саутиева обвинила в предвзятости. А закончила она несколько парадоксально: "Я не прошу вас дать мне шанс, вы сами разберетесь, достойна ли я быть судьей".

Совещание членов Дисциплинарного судебного присутствия по делу Саутиевой длилось больше часа. В когда судьи вышли из совещательной комнаты, то объявили, что в удовлетворении ее жалобы отказано.

Другие репортажи о работе ДСП можно прочитать здесь