ПРАВО.ru
Новости
16 декабря 2011, 18:10

Глава ГИБДД заявил, что сразу отучить инспекторов от получения взяток нельзя

Глава ГИБДД заявил, что сразу отучить инспекторов от получения взяток нельзя
Фото с сайта www.gibdd.ru

Начальник ГИБДД МВД России генерал-майором полиции Виктор Нилов рассказал "Коммерсанту" о том, в каких случаях при автоаварии должен отсутствовать лимит суммы ущерба, почему "завтра все инспекторы еще не станут другими", как водители могут помочь уличить инспектора-взяточника, разрешат ли автовладельцам выбирать номерной знак при регистрации автомобиля и на сколько планируется снизить смертность на дорогах.

По словам "главного гаишника страны", в начале 2010 года ведомство разработало концепцию новой федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения (она должна прийти на смену первой ФЦП на 2006-2012 годы). После доработки документа с учетом замечаний Минэкономразвития он снова отправлен в министерство на согласование.

Нилов сообщил, что объем финансирования текущей ФЦП составил около 52 млрд руб. и заявил, что на будущее перед ведомством стоят очень амбициозные цели, достичь которых, по его мнению, без увеличения ресурсного обеспечения не получится.

Глава ГИБДД отметил, что в новом ФЦП перед ведомством поставлена задача к 2020 году снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий в полтора раза в сравнении с 2010 годом. (Тогда, по данным "Коммерсанта" на дорогах России погибло 26,6 тыс. человек). Генерал привел показатель смертности по итогам 11 месяцев 2011 года, который составляет 25,2 тыс. человек и объяснил "отставание от графика" принятым решением о переходе на новый учет погибших в авариях. Если до этого погибшим считался тот, кто умер в течение семи дней после аварии, то сейчас — в течение 30 суток. Это было сделано в соответствии с международными стандартами. 

"В течение первых трех-четырех лет мы, грубо говоря, решили основные проблемы [снижения числа погибших] способами, которые лежали на поверхности", — отметил начальник ГИБДД. По его  словам, во многом это было сделано за счет изменения законодательства (в 2008 году вступили поправки к Кодексу об административных правонарушениях, резко ужесточившие наказание за нарушение скоростного режима и выезд на встречную полосу). Нилов признал, что надо искать новые способы снижения числа погибших, хотя "делать это будет гораздо сложнее". Он напомнил, "за рубежом системно занимаются этим по 20-30 лет, а мы только в начале этого пути. Россия, по западным оценкам, идет довольно прогрессивными шагами: за пять лет мы сумели спасти 8,5 тысяч жизней". 

Нилов, комментируя утверждение, что "несмотря на проводимые в полиции реформы, сотрудник ГИБДД у большинства граждан по-прежнему ассоциируется с взятками", признал, что "очень трудно менять тех, кто проработал много лет в ГИБДД". По его мнению, процесс этот будет болезненным, но человек будет вынужден честно работать, либо придется с ним распрощаться. "В любом случае сказать, что уже завтра все станут другими, нельзя", — убежден Нилов. 

Нилов советует гражданам, права которых нарушаются сотрудниками ГББД, "потратить время и обжаловать эти действия". В этом случае у руководства госавтоинспекции появится объективная оценка работы инспекторов. Если обратной связи нет, трудно говорить, изменился ли сотрудник, подчеркнул Нилов. Он добавил, что для контроля за инспекторами ГИБДД применяются и собственные технические средства. По словам Нилова, многие граждане пользуются видеорегистраторами, камерами мобильных телефонов — это законно и даже рекомендовано. "То же самое делаем и мы, устанавливая камеры в патрульных автомобилях, с одной стороны, чтобы защитить инспектора, с другой — он должен знать, что его действия тоже контролируются", — отметил он. 

Говоря о том, станут ли ПДД законом и будут ли их публичные обсуждения, генерал сообщил, что сейчас, в частности, готовятся предложения по внесению изменений в нормативные акты, в том числе и в ГОСТы по дорожным знакам и средствам регулирования. В ближайшее время проект будет размещен на сайте. "Постараемся, чтобы специалисты и участники движения на наши новеллы отреагировали. Проект новой ФЦП в следующем году также опубликуем на сайте", — подчеркнул Нилов. 

По его словам, создание инфраструктуры и безопасных условий для движения — это крайне важно. Нормы, которые действуют, принимались еще в 1970-1980 годах, поэтому у ГИБДД есть желание "изменить кое-что". Как уточнил Нилов, это касается к примеру, временных дорожных знаков, которые устанавливаются во время ремонта. Их планируется выполнять не на белом, а на оранжевом фоне. Также планируется обеспечить дополнительную видимость для знаков, обозначающих пешеходный переход, их будут поднимать над проезжей частью. Таким образом, указатель будет меньше загрязняться и станет виден со всех полос. "Кроме того, мы планируем ввести обязательный норматив по установке информационных щитов перед зоной действия стационарных комплексов фотовидеофиксации", — добавил Нилов.

Он также высказался за то, чтобы при автоаварии "лимит суммы ущерба вообще отсутствовал — при условии, что в аварии никто не пострадал, а между участниками ДТП нет противоречий".

Затрагивая проблему долгих очередей для постановки машины на учет, Нилов сослался на сложность процедуры выдачи номерного знака. По его словам, ГИБДД хотела, чтобы при регистрации автомобилю присваивался бы только номер, то есть комбинация цифр и букв. А сам номерной знак автовладелец получал бы не стоя в очереди в ГИБДД, а у изготовителя номеров. Так делается, к примеру, в Германии, Франции и других странах, указал Нилов.

В дальнейшем, по его словам, "нам бы хотелось, чтобы человек, приходя в ГИБДД для регистрации транспортного средства, мог бы увидеть на электронном табло номера, которые сейчас свободны, и в установленном законе порядке иметь право получить один из них. Предполагается также участие и автосалонов в регистрации новых автомобилей. У них появится возможность регистрировать машину от имени будущего владельца, предоставляя данные об идентификационных номерах автомобиля в ГИБДД. При этом за предоставление недостоверных данных автодилеры должны будут нести ответственность". 

Говоря о других проблемах, глава ГИБДД признал, что сегодня, к примеру, серьезно встает вопрос выезда на встречную полосу в тех местах, где это не запрещено. Как выясняется, многие водители не оценивают должным образом дорожную обстановку, выезжая на встречку, и попадают в аварию. При анализе этой ситуации выяснилось, что эти водители ранее неоднократно нарушали ПДД и привлекались к административной ответственности, подчеркнул Нилов. Другая проблема, по его словам, связана с перевозкой детей: многие водители не используют автокресла. Он выразил мнение, что сумма штрафа за это нарушение "должна быть приравнена к стоимости кресла". 

Нилов уточнил, что сумма такого штрафа должна составлять несколько тысяч рублей и добавил, что уже обсуждаются возможные поправки к КоАП, где будет зафиксирована отдельная санкция за перевозку детей без специальных удерживающих устройств. Сейчас существует лишь общая норма — "нарушение правил перевозки пассажиров", напомнил глава ГИБДД.