ПРАВО.ru
Новости
25 января 2012, 22:36

Госдума критикует правительственные поправки в закон "Об организации страхового дела в РФ"

Госдума критикует правительственные поправки в закон "Об организации страхового дела в РФ"
Фото Право.Ru

Сегодня Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на "обновление" закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" с учетом произошедших изменений с 1992 года. В частности, в нем будет закреплено прочно вошедшее в словарь страховщиков понятие "франшиза" и уточнены определения "лицензии", "страховой суммы".

Проект федерального закона № 625509-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" был внесен в Госдуму Правительством РФ 7 ноября 2011 года. Сегодня документ представил депутатам официальный представитель Правительства РФ, замминистра финансов РФ Алексей Саватюгин.

По его словам, законопроект направлен на устранение правовых пробелов и неточностей в действующем законе и уточнение порядка и условий осуществления страховой деятельности на территории России. "Дано определение „франшизы“ (условной и безусловной), что легализует ее применение страховыми организациями в практике заключения договоров имущественного страхования", — отметил он.

Кроме того, предлагается уточнить понятия "страховая сумма" и "страховая выплата", в том числе учитывается возможность определения их размера в порядке, установленном законом или договором, определены получатели части инвестиционного дохода по договорам страхования жизни.

Также в новой редакции закона может появиться определение посреднической деятельности по страхованию и перестрахованию, предлагается определить страховых посредников (страховые агенты и страховые брокеры). Кроме того, прописываются различия в осуществляемой ими деятельности и устанавливается, что контроль за деятельностью страховых брокеров осуществляется органом страхового надзора, а контроль за деятельностью страхового агента — страховщиком. При этом ответственность за исполнение договора страхования, заключенного с агентом или брокером, несет страховщик.

Кроме того, для страховых брокеров, осуществляющих прием денежных средств от страхователей, устанавливаются требования, направленные на исполнение ими обязательств, такие как: наличие банковской гарантии, договора страхования ответственности или уставного капитала в размере 3 млн руб.

Однако, хотя первый зампредседателя Комитета ГД по финансовому рынку Владислав Резник и предложил депутатам принять документ в первом чтении, он рассказал о ряде его недостатков, которые необходимо устранить ко второму чтению. Стоит отметить, что в заключении профильного комитета на это документ претензии занимают пять страниц.

В частности, статья 12 Закона в новой редакции, регулирующая вопросы осуществления сострахования, по мнению депутатов, нуждается в доработке с учетом содержащихся в ней внутренних противоречий. Абзац первый этой статьи предусматривает долевую ответственность страховщиков (страховые риски распределяются между страховщиками в договоре страхования в установленной доле), в то время как уже  в третьем абзаце говорится про солидарную ответственность любого из страховщиков перед страхователем.

Также, по мнению профильного думского комитета, ряд предлагаемых законопроектом новелл в области перестрахования нуждаются в дополнительном обсуждении или обосновании.

В действующей редакции статьи 13 Закона под перестрахованием понимается деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятием перестраховщиком обязательств по страховой выплате. Новая редакция статьи к деятельности по перестрахованию относит как деятельность страховщика по  передаче части риска осуществления страховой выплаты другому страховщику, так и принятие страховщиком части риска осуществления страховой выплаты от других страховщиков.

"Подобное изменение может привести к тому, что установленный пунктом 3 статьи 25 закона „Об организации страхового дела в Российской Федерации“ повышающий коэффициент 4 к минимальному размеру уставного капитала страховщиков, осуществляющих перестрахование, может применяться и к перестрахователям, что, как  представляется, не было принято во внимание при конструировании указанной нормы", — считает профильный комитет.

Депутаты, несмотря на все замечания, поддержали этот законопроект.