Эксперты опубликовали финальный вариант доклада "Стратегия-2020", заказанный правительством еще в 2008 году. Это самое масштабное исследование в области экономической политики в истории современной России, которое должно представить варианты реформ на восемь лет вперед. Руководили работой ректоры ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов и РАНХиГС Владимир Мау.
Значительная часть доклада посвящена проблеме улучшения инвестиционного климата в России. Для этого авторы предлагают среди прочего реформировать Уголовный кодекс, который "принципиально не учитывает современные реалии рыночной экономики, права и мотивы поведения экономических субъектов, реалии современного рынка". Правопорядок, сформированный уголовной политикой в России, по мнению экспертов, является агрессивным по отношению к собственности и бизнесу.
Доводы ученых включают необоснованно жесткие наказания по "бизнес-статьям", которые иногда превышают сроки убийцам, существующую ответственность предпринимателей за получение дохода при отсутствии ущерба кому-либо, а также противоречие положений УК с международными обязательствами России. В качества примера к последнему пункту называется статья за непогашенный кредит, которая не соответствует Конвенции о защите прав человека.
В "Стратегии" прямо говорится о необходимости пересмотра понятия "организованная преступная группа" в контексте предпринимательства. Мотивируется это тем, что понятие может быть расширено на неограниченный круг лиц, являющихся сотрудниками компании, но не вовлеченных в преступную деятельность в силу должностных ограничений. Достаточно прозрачный "привет" ЮКОСу.
Про дело Ходорковского и Лебедева невольно вспоминаешь, читая доклад далее. Одной из мер по нормализации делового климата признана амнистия осужденных предпринимателей и реабилитация части из них. Помимо очевидных гуманистических соображений эксперты приводят дополнительный аргумент: "Прецедент пересмотра ранее принятых неправомочных или основанных на злоупотреблениях решений станет важным ограничивающим фактором для продолжения и распространения подобных практик".
Правительство, заказывая исследование, поставило условие – воздержаться от предложений по реформе силового аппарата государства. Эксперты, тем не менее, осторожно пишут о необходимости уточнения и разделения функций и полномочий различных правоохранительных и органов в отношении контроля за экономикой. В частности, говорится о целесообразности разделения функции защиты закона и надзора, которую нужно оставить за прокуратурой, и защиты имущественных интересов государства. Последнее могло бы стать прерогативой Минюста, который выступал бы в качестве истца или ответчика по делам, затрагивающим имущественные интересы государства.
Для повышения транспарентности судебной практики докладчики советуют создать публичную базу судебных решений (скорее всего, речь идет о неполноте базы данных решений судов общей юрисдикции, поскольку Конституционный Суд РФ и арбитражные суды все свои акты уже разместили в открытом доступе), а также инициировать написание ежегодного открытого отчета о судебной практике, над которым бы совместно работали судьи, прокуроры, адвокаты и бизнес-сообщество.
В системе арбитражных судов предлагается выделить отдельные судейские составы, которые будут специализироваться на определенных категориях дел: банкротстве, налоговых делах и делах по искам, связанным с регулированием рынка ценных бумаг – самых быстрорастущих секторах современной арбитражной практики. Некоторые из этих предложений, к слову, уже реализованы.
Налоговое законодательство в целом признается несовершенным. Ученые выступают за полную ревизию соответствующего кодекса, чтобы удалить из него лазейки по уходу от налогообложения, а также для конкретизации и уточнения ряда положений. Судей в случае реализации "Стратегии" придется подтягивать в области экономических знаний, в первую очередь, опять же, налогов.
Как отмечает газета "Коммерсантъ", в окончательной версии доклада более отчетливо выглядит в нем "проблема исполнителя". При качественной проработке экономических реформ 864 страницы доклада заставляют задумываться о политических механизмах реализации этой выдающейся по меркам Правительства РФ программы.
Скачать полную версию исследования можно здесь.