Минюст после постановления КС РФ о проверке конституционности вторых абзацев статей 215 и 217 ГКП предложил исключить из Гражданского процессуального кодекса обязанность суда приостанавливать производство по делу во всех случаях реорганизации юридического лица, являющегося стороной или третьим лицом с самостоятельными требованиями.
В марте 2012 года Конституционный Суд РФ признал неконституционными ряд положений статей 215 и 217 Гражданского процессуального кодекса по жалобам Дмитрия Барабаша и Аднана Исхакова.
Как отмечается в Постановлении № 5-П, опубликованном на сайте КС, заявители оспаривали конституционность положений абзаца 2-го статьи 215 и абзаца 2-го статьи 217 ГПК.
Так, согласно абзацу второму статьи 215 ГПК суд обязан приостановить производство по делу в случае смерти гражданина, если спорное правоотношение допускает правопреемство, или реорганизации юридического лица, которые являются сторонами в деле или третьими лицами с самостоятельными требованиями. В соответствии с абзацем вторым статьи 217 ГПК в случае, предусмотренном абзацем вторым статьи 215 ГПК, производство по делу приостанавливается до определения правопреемника лица, участвующего в деле, или назначения недееспособному лицу законного представителя.
Конституционный суд признал эти нормы не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой они не предполагают установления судом необходимости в таком приостановлении и возможности продолжить производство с учетом оценки всех обстоятельств конкретного дела.
КС отметил, что в отличие от ГПК Арбитражный процессуальный кодекс не предусматривает обязательности приостановления производства по делам в таких случаях. Это позволяет арбитражному суду для решения вопроса о необходимости приостановления производства по конкретному делу проверять и оценивать всю совокупность обстоятельств и учитывать то, в какой форме осуществляется реорганизация юридического лица. В Постановлении указывалось на то, что "однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом".
В связи с этим КС предложил федеральному законодателю "внести соответствующие изменения в положения Гражданского процессуального кодекса о приостановлении производства по делу в случае реорганизации юридического лица, являющегося стороной в данном деле". Судебные же решения в отношении Барабаша и Исхакова, основанные на положениях абзаца второго статьи 215 и абзаца второго статьи 217 ГПК, "подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет других препятствий".
Проект поправок в ГПК РФ, разработанных Минюстом, исключает обязанность суда приостанавливать дела во всех случаях реорганизации юрлица, являющегося стороной в деле. Такие вопросы должны будут разрешаться судом по собственной инициативе или по ходатайству сторон на основании оценки обстоятельств конкретного дела, в том числе и с учетом формы, в которой осуществляется реорганизация юрлица (изменения в статьи 215 и 216 ГПК РФ).
Кроме того, законопроектом устанавливается процессуальный срок приостановления производства по таким основаниям до определения правопреемника реорганизуемого юрлица (статья 217 ГПК РФ).
С текстом законопроекта "О внесении изменений в статьи 215, 216 и 217 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в части наделения суда правом приостанавливать производство по делу в случае реорганизации юридического лица)" можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.