Госдума сегодня в первом чтении приняла президентский законопроект, который вводит сокращенный вдвое порядок производства дознания по ряду уголовных дел, а также предусматривает отказ от понятых в пользу использования технических средств для фиксации отдельных следственных действий. Единой поддержки среди парламентариев эти нововведения не нашли.
Документ, внесенный в Госдуму в марте этого года занимавшим пост главы государства Дмитрием Медведевым, предусматривает сразу три группы новелл, касающихся порядка дознания по уголовным делам, рассмотрения сообщения о преступлении и привлечения понятых к участию в отдельных следственных действиях.
Остановившись подробно на каждой из них, полномочный представитель Президента РФ в Госдуме Гарри Минх, представлявший сегодня документ парламентариям, сообщил, что УПК дополняется новой главой, которая посвящена дознанию в сокращенной форме. Срок такого производства не должен превышать 15 суток, в исключительных случаях он сможет продлеваться до 20 (сейчас дознание должно производиться в течение 30 дней со дня возбуждения уголовного дела, а при необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток). Ограничиваются и пределы доказывания — доказательства будут собираться в объеме, минимально необходимом для установления события преступления и обстоятельств причастности к нему обвиняемого. Такая процедура сможет применяться только в случае, если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, и оно признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда. Кроме того, подозреваемый должен быть согласен с ведением уголовного судопроизводства в сокращенном порядке. При этом отказаться от сокращенной процедуры подозреваемый, обвиняемый и потерпевший сможет на любой стадии уголовного судопроизводства, подав соответствующее ходатайство.
Постановление приговора по таким делам будет осуществляться в особом порядке, то есть без проведения судебного следствия. Подсудимый сможет рассчитывать на минимальные санкции — они не смогут превышать половины наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Соответствующее изменение предусматривается внести в статью 62 УК РФ ("Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств").
Вторая группа изменений в законодательство касается изменения порядка рассмотрения сообщения о преступлении. Законопроектом расширяются полномочия органов предварительного расследования при проверке сообщения о преступлении. Им предоставляется право получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, а также изымать их, назначать судебную экспертизу, производить осмотр места происшествия, трупа, предметов и документов, освидетельствование. Кроме того, предусматривается обязанность органов предварительного расследования назначать повторную экспертизу в том случае, если после возбуждения уголовного дела подозреваемыми и обвиняемыми будет заявлено соответствующее ходатайство.
В-третьих, законопроектом из УПК РФ предлагается исключить положения, в соответствии с которыми участие понятых в следственных действиях является обязательным условием. Следователю предоставляется право самостоятельно выбирать способ удостоверения хода и результатов следственного действия — либо понятые, либо применение технических средств при наложении ареста на имущество, почтово-телеграфные отправления, осмотре, в том числе трупа, эксгумации, следственном эксперименте, выемке, контроле и записи переговоров, проверке показаний на месте. Обязательно понятые должны будут присутствовать только при трех следственных действиях: обыске, личном обыске и опознании.
При этом разработчики законопроекта признают, что "в условиях широкого использования в уголовном процессе технических средств фиксации увеличивается риск злоупотреблений, связанных с фальсификацией доказательств". В связи с этим предлагается ужесточить наказание за фальсификацию доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником (часть 2 статьи 303 УК РФ). Срок лишения свободы увеличивается с трех до пяти лет.
Тем не менее, Минх, заметил, что "невозможно или исключительно сложно сфальсифицировать, смонтировать" запись со следственных действий, по его словам, "достаточно легко увидеть, что была фальсификация".
После выступления Минха депутаты начали задавать ему вопросы и комментировать услышанное. В частности, депутат от "Справедливой России" Светлана Горячева интересовалась у полпреда президента, не приведет ли введение сокращенного дознания к увеличению злоупотреблений в органах полиции, когда показания, как в Татарстане выбиваются с помощью бутылки из-под шампанского. Однако Минх отказался видеть какую бы то ни было взаимосвязь между "сокращенкой" и незаконными действиями сотрудников правопорядка. По его мнению, сроки расследования не влияют на поведение недобросовестных или незаконно действующих сотрудников, и взаимосвязи между их неправомерными действиями и предлагаемыми сокращенными сроками нет.
Коммунист Юрий Синельщиков, выступая перед коллегами, заявил о том, что "законопроект подготовлен наспех" и озвучил сразу несколько замечаний. В первую очередь претензии у него возникли к предлагаемой процедуре проверки сообщения о преступлении, которую, на его взгляд, "породила существующая в органах внутренних дел "палочная практика" избавляться от высокого удельного веса прекращенных дел". По его мнению, из-за нововведений "проверка по существу превратится в суррогат следствия", что приведет к затягиванию возбуждения уголовных дел, а "следователь и дознаватель получат право проводить, по существу, значительную часть следственных действий без прокурорского надзора"
Затем он перешел к критике сокращенной форме дознания. Напомнив, о том, что проверка должна уложиться в три дня, Синельщиков зачитал те действия, который должен успеть сделать дознаватель за этот срок. "Выяснить, признает ли подозреваемый вину, для этого надо у него взять объяснения, установить характер, размер причиненного преступлением вреда — нужна справка или необходимо провести экспертизу; выяснить не страдает ли подозреваемый психическим заболеванием — надо взять справку, установить, не возражает ли потерепевший против сокращенной процедуры, а затем вынести постановление об удовлетворении или отклонении ходатайства подозреваемого в производстве сокращенного дознания. На все это уйдет две недели и закончится 15-дневный срок", — заметил депутат.
Синельщиков считает недопустимыми некоторые формулировки законопроекта. По его мнению, требует корректировки норма о том, что "дознаватель обязан произвести только те следственные и иные процессуальные действия, непроведение которых в условиях неотложности может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств". "Любой ли юрист [ее] поймет? Ведение такого неопределенного понятия недопустимо и повлечет бесконечные споры между прокурором и дознавателем", — считает он.
Тем не менее, высказав замечания к законопроекту, депутаты приняли его в первом чтении.
С текстом законопроекта № 33012-6 "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (об уточнении порядка проверки сообщения о преступлении и привлечения понятых к участию в отдельных следственных действиях, а также о сокращенной форме дознания)" можно ознакомиться здесь.