ПРАВО.ru
Новости
1 июня 2012, 21:00

ФАС округа проанализировал судебную практику по административным правонарушениям

ФАС округа проанализировал судебную практику по административным правонарушениям

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа представил на своем сайте проект аналитической справки по обобщению судебной практики, связанной с применением законодательства об административных правонарушениях.

В проекте обобщения ФАС ЗСО, в частности, отвечает на вопрос, подлежит ли привлечению к административной ответственности лицо, если факт выявления совершения им длящегося административного правонарушения совпал с днем устранения правонарушения?

Как отмечает кассационный суд, из положений статьи 4.5 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (часть 1). При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения данного правонарушения (часть 2).

Под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Длящееся правонарушение начинается с момента совершения противоправного действия или противоправного бездействия, сопряжено с длительным неисполнением лицом возложенной на него обязанности и прекращается вследствие действий самого лица, направленных к прекращению правонарушения, либо вследствие вмешательства государства в лице уполномоченных органов, направленного на пресечение правонарушения.

Такое нарушение следует признать оконченным в момент прекращения лицом противоправных действий (бездействия) либо в случае не прекращения этих действий (бездействий) — в момент его выявления административным органом.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлениях Президиума от 26.02.2008 № 9199/07, от 08.07.2008 № 1079/08, лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензии (лицензионного соглашения), может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.

Некоторые суды восприняли данную позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как невозможность привлечения лица к административной ответственности в случае выявления длящегося правонарушения после прекращения лицом противоправных действий (бездействия) либо в день прекращения таких действий (бездействия).

"ФАС Западно-Сибирского округа придерживается иного подхода при разрешении названного вопроса", — отмечается в проекте. В указанном случае, по мнению кассации, лицо подлежит привлечению к административной ответственности, при этом срок давности следует исчислять с последнего дня, когда правонарушение совершалось. Тот же правовой подход исчисления срока давности за иное длящееся административное правонарушение, уже прекращенное на момент обнаружения, изложен в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"…

С полным текстом проекта аналитической справки по обобщению судебной практики, связанной с применением законодательства об административных правонарушениях, можно ознакомиться здесь.