Регионы по своему желанию смогут отказаться от прямых выборов губернатора и избирать своего главу силами депутатов местного парламента. При этом президент сможет по формальным основаниям отказываться рассматривать кандидатов от оппозиционных партий. Сегодня думский комитет по госстроительству определился с редакцией соответствующего законопроекта ко второму чтению.
В апреле прошлого года российский парламент принял закон о возврате выборов губернаторов, которые президент Владимир Путин отменил после теракта в Беслане в 2004 году, мотивировав это необходимостью повысить управляемость регионами. Новый закон применили на практике только один раз — в октябре 2012 года. А уже в декабре группа депутатов во главе с единороссами Михаилом Старшиновым и Алексеем Журавлевым решила принципиально его скорректировать. По их мнению, регионы должны самостоятельно решать, должно губернатора выбирать население или местный парламент. В последнем случае политические партии, прошедшие в местные заксобрания и представленные в Госдуме, согласно внесенному законопроекту, будут предлагать по три кандидатуры президенту. Тот будет утверждать "финалистов", а окончательного победителя будут определять депутаты местных парламентов.
Сегодня думский комитет по госстроительству обсуждал поправки, поступившие к проекту. На это парламентариям потребовалось около 30 минут. Сразу несколько спорных норм сохранены в документе. По-прежнему в нем говорится, что правом отмены прямых выборов может воспользоваться любой регион, приняв соответствующий местный закон. При желании властей это сделать будет нетрудно — большинство в региональных парламентах у единороссов.
Изменить такой подход пытались эсер Сергей Миронов и коммунист Вадим Соловьев. Первый предложил дать право определиться с системой выборов главы региона только тем субъектам, где, по данным Всероссийской переписи населения, не менее двух национальностей составляют не менее 17% от численности жителей.
"Мы исходим из концепции, что критерий вводить нельзя", — объяснил причину отклонения поправки глава комитета по госстроительству Владимир Плигин.
Коммунист Соловьев предлагал сохранить прямые выборы во всех регионах, но временно — до наведения порядка — разрешить субъектам Северо-Кавказского региона использовать предложенную альтернативную схему избрания губернаторов. По его словам, "единственным убедительным аргументом для перехода на новую систему являются слова об определенных сложностях с состоянием законности в некоторых регионах".
"Но мы дадим нашим коллегам навести порядок и вернуться к прямым выборам, перенеся срок [введения] прямых выборов, — говорил коммунист. — Мы это делали, когда вводили в свое время суды присяжных. Мы поэтапно их вводили. Система работала, показала эффективность такого подхода".
Такое сравнение не понравилось Плигину. "Предлагаю отклонить поправку, — сказал он. — С судом присяжных частично идея была неудачной. И более того, судьи Верховных судов ряда республик просили прекратить действие [этой нормы], поскольку не было возможности создать независимый состав [коллегий присяжных]".
Ко второму чтению парламентарии решили исправить и норму о том, сколько кандидатов будут предлагать президенту политические партии на пост губернатора. Ранее в проекте шла речь про "не менее трех кандидатур". Согласились депутаты и с первоначальной идеей обязать партии проводить консультации по поводу кандидатов на губернаторское кресло со своими коллегами из партий, имеющих отделения в регионе, но не представленных в Госдуме и местных заксобраниях.
Смягчить это положение предлагал депутат-коммунист Сергей Решульский: по его мнению, такие консультации должны быть правом, а не обязанностью партий. Отстаивать эту поправку парламентарий на заседание комитета не пришел, поэтому идею защищал депутат от ЛДПР Сергей Иванов.
- Политическая партия обязана провести консультации со всеми партиями, не представленными в парламенте. Их черт знает сколько, извините, за непарламентское выражение. Где их искать будем? — возмущался Сергей Иванов. - У нас даже перед выборами депутатов Госдумы есть правило: хочешь баллотироваться — обратись в политическую партию. <…> Теперь мы должны бегать за ними и спрашивать: вы никого не хотите нам дать?
- Механизм мы сделаем. Механизм уже есть в законе о политических партиях, — парировал Плигин, не конкретизировав деталей.
Но в законопроекте говорится лишь, что не представленные в Думе и заксобраниях партии могут направить своим более удачливым коллегам предложения по кандидатурам. Никакой ответственности за уклонение от диалога для мелких партий не предусматривается, впрочем, как и не расписывается, каким должен быть итог консультаций. Однако за несоблюдение этой процедуры партиям будет грозить снятие кандидатов с предвыборной дистанции — президент просто не будет их рассматривать.
Планируется, что Госдума примет законопроект во втором и третьем чтениях на следующей неделе.