Конституционный суд обязал суды общей юрисдикции рассматривать заявления избирателей, обжалующих действия избиркомов при подсчете голосов на выборах. "Избиратель вправе рассчитывать на то, что его голос будет должным образом учтен при определении результатов выборов, а общественный интерес состоит в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов власти, — говорится в решении Конституционного суда. - Конституционное значение активного избирательного права не исчерпывается одним лишь обеспечением свободного участия в голосовании".
С заявлением о проверке конституционности отдельных положений ГПК и законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и "О выборах депутатов Госдумы" в КС обратились омбудсман Владимир Лукин, воронежское отделение "Справедливой России", а также трое граждан — член участковой избирательной комиссии, наблюдатель и избиратель. По их мнению, оспариваемые нормы ограничивают их избирательные права и право на судебную защиту, так как трактовка закона судами общей юрисдикции фактически лишает избирателей возможности защитить поданные ими голоса от фальсификаций.
Заявители обжаловали официальные результаты выборов в Госдуму 4 декабря 2011 года, однако суды посчитали, что граждане не могут этого делать: реализация права граждан избирать в органы государственной власти заканчивается в момент голосования, а возможные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов, затрагивают только связанные с распределением мандатов интересы кандидатов или партий в лице их руководящих органов. Однако КС с этим не согласился. "Оспариваемые нормы не содержат прямых ограничений или запретов в отношении судебного обжалования итогов выборов. [Они] допускают возможность судебной защиты наблюдателями своих прав, связанных с контролем за выборами, и не ограничивают возможность региональных отделений партий обращаться в суд в защиту своих интересов (при участии в выборах) или в защиту интересов партии (если это предусмотрено в ее уставе)", - пришли к выводу в КС.
КС признал, что из-за неопределенности нормативного содержания оспариваемых норм судьи трактуют их как не допускающие возможность для избирателей обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий. "В этой части оспариваемые законоположения противоречат Конституции Российской Федерации", — постановил суд и поручил законодателю уточнить порядок обжалования действий избиркомов.