Минюст России сегодня отчитался на своем сайте о разработке комплекса мер по развитию третейского судопроизводства, вывести которое "на качественно новый уровень" потребовал в послании Федеральному Собранию в декабре 2012 года Владимир Путин.
В частности, для борьбы с так называемыми карманными третейскими судами предлагается установить определенные требования в отношении постоянно действующих третейских судов и третейских судей. Например, разрешить создание постоянно действующих третейских судов исключительно в форме некоммерческих организаций; установить в законе организационные требования к третейским судам, включая требования об обязательном создании и ежегодной ротации комитетов по назначениям; ввести в отношении третейских судей минимальные квалификационные требования, распространяющиеся как на "внутреннее" третейское разбирательство, так и на международный коммерческий арбитраж.
Также предлагается разрешить выполнение функций третейских судей судьями в отставке и адвокатами. Одновременно, в целях повышения конкурентоспособности третейского разбирательства Минюсту представляется необходимым "рассмотреть вопрос об изменении системы налогообложения третейских сборов".
Кроме того, по мнению министерства, следует определить органы содействия и контроля для международного коммерческого арбитража и "внутреннего" третейского разбирательства, в компетенцию которых будет входить окончательное разрешение спорных вопросов, связанных с формированием состава третейского суда, разрешением третейским судом вопроса о наличии компетенции и вынесением решения по существу дела.
Предусматривается урегулировать вопрос об ответственности третейских судов и третейских судей, установив в законодательстве имущественную (гражданско-правовую) ответственность как третейских судов, так и третейских судей за невыполнение или ненадлежащее выполнение их функций (при этом планируется предусмотреть иммунитет третейских судей от гражданско-правовой ответственности за принятие неправосудного или ошибочного решения), а также уголовную ответственность за преступления, связанные с ведением третейского разбирательства, включая, прежде всего, подкуп третейского судьи, получение им взятки и подлог решения.
Предполагается урегулировать пробелы в правовом регулировании процессуальных вопросов ведения третейского процесса, в частности, предусмотреть право сторон заключить оговорку о расширении судебного контроля за третейским решением, в т.ч. о возможности его пересмотра по существу судом или третейским судом; для исключения возникающих злоупотреблений предусмотреть запрет на внесение изменений в любые публично значимые реестры (такие как, например, ЕГРП, ЕГРЮЛ и реестр акционеров) на основании третейского решения при отсутствии выданного компетентным судом исполнительного листа.
Намечается ввести общий подход к арбитрабельности споров, предусмотрев, что арбитрабельными являются все виды споров, по стороны вправе распоряжаться своими имущественными правами или по которым в соответствии с действующим российским процессуальным законодательством допускается заключение мирового соглашения (предусмотрена возможность совершения распорядительных действий в отношении предмета спора), при этом во всех случаях неарбитрабельными должны являться споры, рассмотрение которых в третейском порядке нарушает публичный порядок, права и законные интересы третьих лиц.
Как отмечается в сообщении, сейчас Минюст в соответствии с поручением Правительства РФ приступает к разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на реализацию данного комплекса мер по развитию третейского судопроизводства.