Генпрокуратура закончила двухлетний труд над документом, который будет определять судьбу вещественных доказательств. Сейчас вопросы хранения, учета и передачи вещественных доказательств регулируются целым рядом нормативных документов. Например, есть утвержденное правительством положение о скоропортящихся вещдоках или же положение о конфискованном алкоголе, а также инструкция о вещдоках по уголовным делам в Следственном комитете. В части, не противоречащей этим документам, а также УПК, продолжает действовать еще инструкция 1989 года. Два года назад Генпрокуратура решила свети все правила хранения вещдоков воедино и начала разработку общей инструкции, которая затем должны быть утверждена постановлением правительства. К работе над документом были привлечены Судебный департамент при Верховном суде и Минюст. Недавно он был закончен, а сегодня представлен на прошедшем заседании Совета судей. Как пояснили сами судьи, "документ содержит все необходимые требования по организации обращения с вещественными доказательствами по уголовным делам", а его положения "призваны минимизировать объем вещдоков, которые хранятся непосредственно в судах".
При этом проект не содержит каких-либо революционных новаций, поскольку подобный документ должен быть принят лишь в развитие статьи 82 УПК ("Хранение вещественных доказательств"). В первом разделе будущего постановления говорится об условиях хранения вещдоков: они должны быть безопасными и исключать любую возможность порчи этих предметов. При этом основанием для помещения вещдока на хранение является постановление или определение следователя, дознавателя или судьи о признании какого-либо предмета доказательством по делу. Такие доказательства должны храниться в камере хранения или в специально оборудованном для этого сейфе, и доступ к вещдокам возможен только в присутствии ответственного лица. Такого человека назначает начальник органов предварительного следствия, прокуратуры (председатель суда), а выбрать кандидата он должен из тех, кто не занимается оперативно-разыскной и процессуальной деятельностью. Такой ответственный опечатывает дверь в камеру хранения (или сейф) личной печатью, а при приеме вещдоков проверяет целостность их упаковки, соответствие оттисков штампов и печатей описанию в постановлениях о признании их таковыми. Выдачу вещдоков ответственный производит по запросу следователя или дознавателя, либо по решению (запросу) рассматривающего уголовное дело суда. Впрочем, некоторые вещдоки не поместятся даже в самую большую камеру хранения или просто в силу своих характеристик не смогут там долго находиться. Например, это большие партии товара, что-то скоропортящееся или просто крупногабаритное. Такие вещдоки могут быть переданы непосредственно владельцу на ответственное хранения – в этом случае составляется акт приема-передачи. Если речь идет о транспорте, владельца которого найти невозможно, его может продолжать хранить у себя сам орган следствия, а может передать (на основании договора хранения) профессионалам. Владельцам можно передать и вещдоки в виде денег, ценностей и электронных носителей информации, если "это возможно без ущерба для доказывания". Есть и такие вещдоки, держать у себя которые могут только специализированные органы – например, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или радиоактивные материалы. Еще одна особая категория вещдоков – представляющие историческую, художественную или иную культурную ценность предметы. Тогда их дальнейшую судьбу следователь должен решать во взаимодействии с Министерством культуры.
Помимо этого, в проекте отдельным пунктом подчеркивается, что "использование вещественных доказательств для служебных или иных целей, не связанных с производством по уголовному делу, запрещается".