Мнения
1 мая 2020, 11:16
Виктор Мачехин, кандидат юридических наук, доцент кафедры налогового права МГЮА им. О. Е. Кутафина

Закрутить гайки обратно: как изменятся налоги после COVID-19

Страны помогают бизнесу, который терпит бедствие из-за коронавируса: дают отсрочки и рассрочки на уплату налогов, а где-то даже от них освобождают. Но спустя время самим властям придется думать, как пополнить опустевшие резервы и фонды. Как они это будут делать, рассуждает доцент кафедры налогового права МГЮА им. О. Е. Кутафина Виктор Мачехин.

Налогообложение в мире меняется временно, потому что государства хотят помочь гражданам и бизнесу в период острой формы заболеваемости. Выделяется прямая государственная помощь, освобождаемая от налогов, текущие налоговые платежи переносятся, устанавливаются льготы, замораживаются налоговые проверки и т. д. Но государству очень скоро придется искать источники дохода для финансирования изрядно потраченных резервов и фондов для обычных публичных трат в условиях серьезного глобального экономического кризиса.

Увеличение налогов – одна из очевидных фискальных мер, которые применяются в таких случаях. При этом странам придется балансировать между фискальными интересами и желанием не погубить бизнес. Россия уже продемонстрировала в рамках антикоронавирусных мер упреждающие фискальные меры. Так, ввели налогообложение значительных доходов по банковским вкладам, анонсировали изменение (потенциально – расторжение) международных налоговых договоров, которое должно привести к росту налоговых ставок на проценты и дивиденды, выплачиваемые из страны.

В тяжелых экономических обстоятельствах органам представительной власти бывает сложно, а то и невозможно увеличить налоговое бремя напрямую. Задача увеличения поступлений в бюджет будет не самая простая для стран, столкнувшихся с эффектом «желтых жилетов» (протестных движений в Европе). В таких случаях оказываются нужны парафискалитеты (квазиналоги), которые обязательны к уплате, но вводятся и собираются по более простой процедуре, они могут быть не так заметны для граждан. Кроме этого, даже без серьезного дальнейшего изменения налогового законодательства государство может просто усилить налоговый контроль за соблюдением действующих правил в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов. В России объем налогового уклонения на уровне, когда есть фискальный смысл с ним бороться.

В части налогового администрирования только укрепится курс на цифровизацию налогового контроля, который уже давно демонстрируют налоговые администрации развитых стран. Жизнь продемонстрировала необходимость системы, готовой к полностью дистанционному контролю за налогоплательщиками. Проект ФНС по расширению налогового мониторинга – иллюстрация того, что в целом цифровизация налогового контроля в России уже давно развивается адекватно возникающим угрозам. Налоговикам явно следует активнее использовать искусственный интеллект и другие цифровые технологии. По мере роста степени цифровизации налогового контроля деятельность налогоплательщиков станет более прозрачной, возможности для налогового уклонения будут закономерно снижаться, что поможет пополнить казну.

Еще мнения

Массовая удаленная работа, в том числе на территории других стран, может стать привычной и доступной. Это поставит перед налоговым правом новые вопросы.

Старший партнер Пепеляев Групп Рустем Ахметшин

Это поставит вопросы, которые уже сейчас обсуждаются в рамках ОЭСР: налоговое резидентство компаний и физических лиц, институт постоянного представительства, перемещение трудовых ресурсов. «От физически осязаемого постоянного места коммерческой деятельности – основы налогового статуса юридического лица – мы с каждым годом перемещаемся в цифровую реальность, а здесь изменения могут быть значительными», – подытоживает Ахметшин.

Борьба с пандемией потребовала от государств привлечения огромных финансовых ресурсов и нанесла ощутимый урон бизнесу, который во многом и пополняет эти ресурсы через систему налогообложения.

Советник налоговой и таможенной практики Dentons Борис Брук

По словам Брука, после окончания пандемии государства будут решать, как возместить потраченные ресурсы и не добить окончательно частный сектор экономики. Россия уже предприняла ряд мер. Например, внесла изменения в международные налоговые договоры и увеличила ставки налога на дивиденды и проценты до 15%. Хотя изначально меры позиционировались как касающиеся всех стран, пока «письма счастья» получили Кипр, Люксембург и Мальта, а затем могут быть Гонконг, Нидерланды, Сингапур, рассказывает Брук. «Вряд ли Россия сможет вести войну на 84 фронта (столько сейчас есть международных налоговых договоров), – объясняет юрист. – Да и переговорный вес у стран разный, одно дело заставить изменить правила Кипр, Мальту и Люксембург, другое – Китай, Германию или США». Брук признает, что Россия вольна входить и выходить из любых соглашений. Но это вряд ли будет выглядеть привлекательно с точки зрения иностранных инвесторов. «Не вызывает сомнений, что они попадут под раздачу», – добавляет юрист. – Уже сейчас налоговые органы предпринимают попытки всеми правдами и неправдами ограничить права иностранных инвесторов на применение преимуществ, предусмотренных международными налоговыми договорами».