Количество краж в супермаркетах за время кризиса стремительно выросло, однако ретейлеры не спешат тратиться на системы безопасности. Свои убытки они пытаются возместить за счет добросовестных покупателей.
Угроза продавцам
С началом кризиса количество краж в супермаркетах выросло в некоторых случаях в 2-3 раза, масштабы воровства могут достигать 2-3 процентов оборота магазина. По данным некоторых ретейлеров, убытки исчисляются сотнями миллионов долларов в год и практически сопоставимы с рентабельностью.
Количество краж в торговой сети "Ленте" за первое полугодие 2009 года выросло на 33 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, при этом сотрудники магазинов и ЧОП задержали с января по июнь более 15 тысяч воров (то есть в среднем около полутысячи на каждый гипермаркет сети). По данным пресс-службы Х5, в петербургских магазинах "Пятерочка" случаев хищений в этом году стало больше на 66 процентов, в "Перекрестках" — на 18 процентов, в "Карусели" — на 10 процентов, сообщает "Фонтанка.ру".
Руководство Х5 Retail Group считает, что тенденция к росту числа хищений будет продолжаться вместе с кризисом. "В прошлом году во всех наших супер- и гипермаркетах было зафиксировано около миллиона случаев воровства. Судя по статистике за первые несколько месяцев текущего года, в нынешнем их будет еще больше", — заявил генеральный директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group Александр Павлов.
Непродовольственные сети клептоманы также посещают, хотя и не столь активно. "За время кризиса краж стало больше примерно на 20 процентов", — рассказал генеральный директор сети "Буквоед" Денис Котов. Бороться с ними в книготорговой сети решили путем увеличения количества охранников. Однако охранники — не панацея. Каким бы бдительным не был сотрудник службы безопасности, он не может находиться сразу во всех зонах торгового зала и держать их под постоянным прицелом. Поэтому многие торговые компании используют технические средства — системы безопасности, которые, как известно, стоят денег. А в кризис их, становится меньше. Значит ли это, что теперь супермаркеты будут экономить на системах безопасности?
По мнению начальника отдела продаж департамента систем безопасности компании СМ ТРЭЙД Сергея Абрамова, спрос на оборудование по безопасности сохранился, несмотря на то, что из-за кризиса бюджеты на безопасность тех торговых объектов, которые открываются сейчас, уменьшились. У большинства ретейлеров изменился подход к безопасности. Ключевыми критериями при выборе оборудования систем наблюдения и безопасности для большинства потребителей стали с тоимость и оперативность поставки. Наиболее востребованными оказались экономичные решения: вместо брендового оборудования сейчас ритейлеры активнее используют системы безопасности корейского или российского производства.
В среднем, потери сетей от хищений составляют от 0,5 до 3,0 процентов годового оборота. В сети дискаунтеров "Дикси" этот показатель составляет 1,9 процентов. При этом в данной сети, в отличие от всех остальных, до сих пор не применяют радиочастотное оборудование (рамки на выходе из торгового зала). В компании считают, что большая часть краж совершается не покупателями, а собственными сотрудниками. Такого же мнения придерживается многие участники рынка, по данным которых около 70 процентов товарных потерь на этапе поставщик — покупатель происходит из-за внутреннего воровства на складах и магазинах.
По данным службы безопасности Х5, воруют в основном дорогой товар, но не для себя, а с целью перепродажи в ларьках и мелких магазинах. Воры отдают предпочтение кофе, элитным колбасам, икре, коньяку, водке, в два раза чаще стали воровать непродовольственные товары (одежда, мультимедиа, косметика). Участились кражи группами покупателей в составе 2-3 человек, несовершеннолетними без родителей, а также представителями клининговых компаний.
Угроза покупателям
До трети случаев хищения ценных продуктов совершается по обоюдному сговору между "покупателями" и кассирами. Поэтому даже добросовестным покупателям следует внимательно следить за действиями кассира. Наряду с сознательным воровством покупателей, в последнее время участились случаи, когда случайно или специально кассиры в общем потоке покупок не пробивали какую-либо мелочь, что на выходе охрана расценивала как попытку ее украсть.
Все большую угрозу для вещей и ценностей покупателя в супермаркетах представляют камеры хранения. Наряду с ростом краж товаров с полок магазинов, в последнее время участилась пропажа сумок и кошельков из запертых ячеек на входе в них.
Так, в Омске недавно городской суд признал потерпевшей Ирину Бородянскую, которая оставила сумку в камере хранения супермаркета и больше ее не видела.
"Я оставила свою сумку, пошла делать покупки. Вернулась, моя ячейка была открыта, а вместо моей сумки — пакет. Там были тапки, расческа, что-то еще", — сообщила она 5-tv.ru.
У студентки пропали кошелек, документы, ключи и телефон. Ирина написала заявление в милицию — преступников искали несколько месяцев. Потом она наняла адвоката и обратилась в суд. Однако следствию так и не удалось выяснить, кому принадлежат жестяные шкафчики на входе в магазин — хозяевам здания или арендаторам, из-за чего вопрос на компенсацию девушке рассчитывать почти не приходится.
"На входе в супермаркет висит табличка, что в зал входить с сумками нельзя. Но за эти сумки никто ответственности не несет. Получается, узаконенное место воровства", — отмечает юрист Валентин Кузнецов.
Впрочем, в нескольких городах за последних год были созданы прецеденты, когда мировые суды принуждали супермаркеты выплатить компенсацию покупателям за украденные из камер хранения вещи. Так, например, Мировой суд Октябрьского района Липецка в своем решении указал, что наличие номерного жетона (номера) по действующему законодательству удостоверяет факт приема вещей на хранение.
Однако покупателям следует иметь в виду, что в ближайшее время торговые сети могут попробовать привлечь их к суду даже за оплаченный товар, если он был вывезен на тележке за границу магазина. Угон магазинных тележек стал настоящим бедствием для торговых сетей, сообщают участники рынка. В последнее время корзины с логотипами различных супермаркетов можно было встретить в самых неожиданных местах — на шоссе, около домов и даже в лесу. В связи с этим, в конце июня этого года крупные московские супермаркеты начали решительную борьбу с воровством тележек. Они обещают преследование по закону всем, кто перевезет магазинную тележку через импровизированную границу магазина.
Причины
Продавцы охранного оборудования для торговых предприятий констатируют: несмотря на рост числа хищений в ритейле, продажи их продукции продолжают падать.
"Возможно, это происходит из-за того, что не открываются новые супермаркеты, возможно владельцы просто экономят, но факт остается фактом — спрос за время кризиса упал на 25-30 процентов", — утверждает исполнительный директор компании "Радомир" Валентин Матвеев.
Причин несколько, однако главная, все же, заключается в том, что такие потери изначально заложены в цену всех товаров, так что в итоге за все платят добросовестные покупатели.
Как правило, торговые компании, работающие в формате самообслуживания, закладывают предполагаемый объем потерь в конечную стоимость некоторых категорий товаров и не превышает 0,5 процента цены.
Кстати, начиная со следующего года ритейлеры при начислении налога на прибыль смогут относить к расходам порчу и потерю товарного вида всего ассортиментного ряда при транспортировке и продаже, включая и потери из-за хищений. Их общий предельный размер пока не определен федеральным правительством, но предположительно будет составлять от 0,5 до 1,5 процентов.
При этом, отмечают специалисты, кризис особо не повлиял на количество хищений со стороны сотрудников торговых залов — от "своих" торговые сети по прежнему страдают больше. При этом дорогие охранные системы окупают себя далеко не всегда.
Некоторые эксперты указывают на то, что сети зачастую просто закрывают глаза на факты мелкого воровства, даже если обнаруживают его. Классический случай: покупатель берет целую корзину товара и (случайно или намеренно) "забывает" оплатить шоколадку или банку пива. "В таких случаях охранники, скорее всего, не станут беспокоить клиента, ведь лояльность покупателя важнее, особенно сейчас. Я знаю, что в некоторых гипермаркетах охране запрещено мешать клиентам потреблять продукты прямо в торговом зале, даже если есть подозрения, что они их потом не оплатят", — говорит управляющий партнер издательского дома Retailer Даниил Сомов.
Способы защиты продавцов
Большинство краж в магазинах подпадает под действие КоАП, впрочем, по данным Х5, лишь на 10 процентов задержанных заводится уголовное дело.
"Бабушек, детей, больных отпускаем после изъятия украденного, их просто жалко", — говорит представитель Х5.
Дорогие товары магазины стараются защитить магнитными детекторами. В "Карусели" и "Пятерочке" сумма предотвращенного ущерба в этом году выросла в восемь раз до нескольких миллионов рублей.
Чтобы предотвратить потери, которые в условиях кризиса особенно ощутимы, компания внедряет IT-систему, которая позволит контролировать движение товара, говорит представитель сети дискаунтеров.
"В прошлом году мы разработали и запустили новую компьютеризированную систему контроля за товародвижением. Львиная часть хищений происходит на этапе „склад-магазин-потребитель“, и мы собираемся уделять особое внимание борьбе именно с этим явлением", — говорит руководитель отдела IR Группы компаний "Дикси"Григорий Смоленский.
Установка системы учета в магазине на шесть кассовых мест в среднем стоит 500 тысяч рублей без расходов на программное обеспечение. Система безопасности для гипермаркета площадью 8000-12 000 кв. м, включающая видеонаблюдение, контроль доступа, охранную сигнализацию, стоит от 4,5 до 8 миллионов рублей, сообщил директор департамента системного интегратора "СМ трэйд" Сергей Крыль.
По его словам, продажи систем безопасности снижаются, большинство ритейлеров хотят сэкономить на технических средствах и перекладывают решение задачи по снижению потерь от краж на персонал. Магазину проще "подарить" какие-то вещи, чем увеличивать их стоимость, наклеивая бирки, отмечают эксперты. Затраты на обеспечение безопасности не выросли, компания уделяет больше внимания подготовке персонала.
Способы защиты покупателей
В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Фактически, потребитель, сдав сумку на входе, заключает с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который записан в статье 421 Гражданского кодекса. Также в пункте 13 Методических указаний розничной торговли города Москвы написано, что нельзя обязывать покупателей оставлять личные вещи (сумки, портфели) в ячейках камер хранения.
Работники магазинов, как правило, говорят, что за вещи, сданные в камеру хранения, они ответственности не несут. И тем самым вводят покупателей в заблуждение, поскольку на основании главы 47 ГК РФ договор хранения предполагает передачу вещи и ее последующий возврат, а основная обязанность хранителя — обеспечение сохранности имущества.
Также работники магазинов не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе — проверять правильность чека и осматривать вещи покупателя. Это сказано в пункте 34 письма Комитета РФ по торговле "О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети" №1-314/32-9 от 17.03.94.
Если же работники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин, они нарушают принцип публичности договора (ст. 426 ГК РФ), поскольку магазин не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар или оказать услугу (занесенная в зал сумка продаже никак не препятствует).
Кроме того, следует иметь в виду, что по закону "О защите прав потребителя" покупатель обязан возместить стоимость ущерба только умышленно нанесенного магазину. То есть, если вы случайно разбили бутылку вина или у вас в руках разорвалась упаковка риса, никто не сможет заставить нести за это ответственность, пока не докажет умысел в ваших действиях, что практически невозможно.
В случае нарушений вышеуказанных статей работниками магазина, покупатель может даже вызвать милицию для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.15 КоАП РФ, в которой говорится о нарушении установленных правил торговли. Со своей жалобой вы можете обратиться в Роспотребнадзор, и магазин будет оштрафован за административное правонарушение по этой статье от 100 до 300 МРОТ.