Заместитель председателя Мособлсуда Василий Гавричков в 1990-е годы был инспектором отдела судебной практики и статистики Управления военных судов. В 1994 году он вместе с группой офицеров подготовил справку об историко-правовом статусе города Севастополя и Черноморского флота. Целью документа было теоретическое обоснование прав России на полуострове. По поручению президента Бориса Ельцина его переслали в Минюст, а потом про документ забыли. После того, как Крым стал российским, Гавричков вспомнил про него и рассказал "Право.Ru" историю 20-летней давности.
– В начале 1990-х годов, в период развала Советского Союза, я проходил службу в управлении военных трибуналов, был майором юстиции, инспектором управления. Тогда руководством страны была поставлена задача подготовить теоретическое обоснование, почему в Крыму мы должны сохранить российский Черноморский флот и, соответственно, российские [военные] суды. И тогда вместе с группой офицеров управления военных трибуналов, в которую я входил, мы подготовили документ об историко-правовом статусе города-героя Севастополя и Черноморского флота.
– С какой целью вы его готовили?
– Была поставлена задача подготовить справку, чтобы на уровне глав государств России и Украины принять решение о том, в каком виде будет сохранен Черноморский флот и в каком статусе будет существовать в дальнейшем город Севастополь как его основная база. Проще говоря, документ готовили для того, чтобы проводить переговоры по урегулированию темы флота, поскольку в Беловежской пуще [переговоры президентов России, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 года, завершившиеся решением о создании Содружества независимых государств, а также сопутствующих ему документов и соглашений – "Право.Ru"] эти вопросы были упущены.
Тогда это была актуальная проблема. И коль часть флота в Крыму оставалась российским, военные суды тоже должны были действовать в Крыму как неотъемлемая часть российской судебной системы. С этой целью и готовили справку. Мы хотели показать, что Крым, Севастополь и Черноморский флот были всегда исконно русскими и Украине никогда не принадлежали! В нем коротко приводится история создания Черноморского флота и города Севастополя, а также указано, какие шаги предпринимались в начале 90-х годов для утверждения российского влияния на Крымском полуострове. В частности, описывались шаги по сохранению базы Черноморского флота и военных судов.
– Кому направляли справку и каковы были последствия?
– По заданию президента [Бориса Ельцина] справка была отослана в Министерство юстиции. Однако дальнейшая ее судьба неизвестна. Украина ведь стала самостоятельной, и Крым был безоговорочно ей отдан, хотя в Беловежских соглашениях этот вопрос прямо не поднимался. Просто согласились с тем делением, которое было до распада СССР. По этой причине вопрос о дислоцировании Черноморского флота в Крыму стал проблемным.
По сути, до момента подготовки нашей справки никакие шаги по сохранению Крыма, Севастополя и Черноморского флота в составе России не предпринимались руководством. И до сегодняшнего момента существовала неопределенность, которая в итоге привела к очень правильному, на мой взгляд, решению главы государства – присоединить Крым к России.
– Решение о присоединении Крыма вы считаете правильным?
– Безусловно! Это абсолютно правильное решение, которое я полностью поддерживаю.