Автор – Иван Соловьев – начальник дознания ФСНП России в 2001-2002 гг., заместитель начальника Правового управления ФСНП России в 2003 г., д.ю.н, заслуженный юрист России.
Вчера исполнился 21 год со дня создания в России налоговой полиции. Она просуществовала 11 лет и была упразднена в марте 2003 г., а ее функции в сфере противодействия налоговой преступности были переданы органам внутренних дел.
"Хорошо забытое орудие угнетения", — так назвал этот правоохранительный орган в своей статье в газете "РБК daily" Герман Вишневский. "Вспомним времена существования в России аналогичного органа — налоговой полиции. Чем запомнилась эта эпоха? К чему она привела? Превращение этого органа в орудие уничтожения бизнес-конкурентов, бесконечные "маски-шоу", заказные уголовные дела и весьма печальный итог — инвестиционная непривлекательность России, вывод капитала из страны". Вот, пожалуй, и вся оценка деятельности налоговой полиции России юристом, которому на момент ее создания едва стукнуло… 5 лет.
В начале далеких 90-х так критикуемая г-ном Вишневским служба создавалась практически "с нуля". Полная политическая и экономическая переориентация общества, стремительная инфляция, рост безработицы, и, что греха таить, практически пустой госбюджет – вот тот фон, на котором начинала работать молодая правоохранительная структура. Кадры набирали "по крохам", так как никто не хотел идти на госслужбу, людям надо было просто выживать. Согласившиеся на новую сферу деятельности бывшие сотрудники ФСБ, МВД, военнослужащие столкнулись с массовым неисполнением конституционно-правовой обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Ни бизнес, ни граждане не хотели делиться своими доходами с государством. Роль сборщика налогов выполняли представители криминальных структур.
И все же в достаточно короткие сроки сравнительно небольшому коллективу налоговой полиции удалось многое. Во-первых, укрепить роль государства в финансовой и налоговой сферах. Во-вторых, навести порядок во многих криминогенных отраслях финансово-хозяйственной деятельности. В-третьих, существенно пополнить государственный бюджет. К сожалению, в этой работе не обходилось без потерь – имена погибших при исполнении служебного долга сотрудников налоговой полиции навечно высечены на памятных мраморных досках. Поэтому работу ревизоров и оперативников в буквальном смысле прикрывали сотрудники службы физической защиты.
Постепенно была создана своя профессиональная школа – курсанты Академии налоговой полиции высоко котировались на рынке труда. Сформировался надежный кадровый резерв.
В итоге, к началу нового века налоговая полиция подошла более чем 40-тысячным коллективом высокопрофессиональных сотрудников, со своим следствием, дознанием и ревизорами, мощными оперативной и аналитической службами. Функционировал единый правоохранительный цикл: выявление, пресечение и расследование осуществлялось в рамках одной спецслужбы.
Помимо выявления налоговых и еще целого ряда экономических и иных преступлений, ФСНП России выполняла важную функцию по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах. Поэтому и отношение к полицейским в среде налоговиков было на порядок уважительнее, чем к их сегодняшним коллегам, тоже кстати, полицейским.
Я специально не привожу цифр о деятельности налоговой полиции, и особенно ее экономическом эффекте. Скажу лишь, что имея в подследственности менее 10% составов экономических преступлений, служба возмещала более 90% нанесенного государству ущерба. Посредством сочетания оперативно-разыскной, аналитической и исследовательской деятельности служба вплотную подошла к выявлению сложных комплексных схем уклонения от уплаты налогов.
И если такие действия привели к потере инвестиционной привлекательности нашей страны, как утверждает автор вышеупомянутой статьи, то возникает вопрос, а кого он хотел бы видеть в качестве инвесторов? Тех, кто хочет использовать экономическую, финансовую неразбериху в своих целях? Тех, для кого возможность обналичить и проворачивать схемы через фирмы-однодневки, — основное условие деятельности?
Наличие надежной правоохранительной структуры в налоговой и финансовой сферах, обеспечивающих защиту честным предпринимателям от их же недобросовестных коллег, и есть один из основных элементов инвестиционной привлекательности страны. Для цивилизованных инвесторов, конечно.
Я прекрасно понимаю, что пассаж о налоговой полиции с экскурсом в историю был предпринят в целях проведения некой аналогии в связи с обсуждаемой инициативой о создании финансовой полиции. Понимаю, что количество сторонников и противников данной идеи далеко не пропорционально. И все же при обсуждении такого важного вопроса на экспертном уровне хотелось бы видеть аргументы правового, аналитического, статистического порядка, а не обращение на два десятилетия назад, когда не то что правовая система страны была другой, но и люди ее населяющие думали по-другому.
А про "сомнительность" и "порочный путь" мы слышали много раз. Хотелось бы взрослых аргументов, господа.