ПРАВО.ru
Актуальные темы
25 марта 2014, 16:41

Милонов посоветовал Крашенинникову, как модернизировать нотариат

Милонов посоветовал Крашенинникову, как модернизировать нотариат
Фото с сайта www.mgnp.info

Новые правила определения размера нотариального тарифа лишат субъекты одного из видов дохода – госпошлины за нотариальные действия, заявили в Счетной палате и без отмашки правительства отказались поддерживать законопроект главы думского комитета по законодательству единоросса Павла Крашенинникова о реформе нотариата. В штыки документ восприняли и в Тыве, где сосредоточена треть всех государственных нотариусов России – восемь человек. В республике, похоже, не доверяют обещаниям Федеральной нотариальной палаты просубсидировать экономически непривлекательные вакансии и заявляют, что уже договорились об увеличении численности госнотариусов, на упразднении которых настаивают в ФНП.

Три года российские нотариусы томятся в ожидании нового закона о нотариате и нотариальной деятельности. Негодность старого и медлительность в разработке нового закона сыграла с ними злую шутку – именно этим обосновали депутаты свой отказ ввести обязательное нотариальное оформление сделок с недвижимостью для физлиц, когда одобряли президентские поправки в Гражданский кодекс. В мае 2013 года единоросс Павел Крашенинников на IV Конгрессе нотариусов России даже пригрозил Минюсту внести альтернативный документ, если чиновники не поторопятся со своим. В сентябре Минюст обнародовал новую версию документа, но его содержание оказалось для Федеральной нотариальной палаты сюрпризом: государственный и внебюджетный нотариат сохраняется, хотя ФНП на протяжении многих лет стремилась отказаться от государственных нотариусов, которых в стране осталось чуть более двух десятков, они работают в отдаленных районах. (Подробнее "Не только мы изумлены"). В результате в декабре 2013 года Крашенинников внес в Госдуму свой вариант закона "О нотариате и нотариальной деятельности", который соответствовал желанию ФНП.

Москва решила отказаться от госнотариата, а на местах его развивают

Однако к документу оказалось много претензий "на местах", следует из отзывов на него, поступивших из областных законодательных собраний в думский комитет по госстроительству. Наиболее жестко к законопроекту отнеслись в парламенте Тывы, в частности, там раскритиковали идею ФНП и Крашенинникова избавиться от государственных нотариусов. По законопроекту финансированием коллег в отдаленных районах, где предоставлением услуг населению заработать не удастся, займется ФНП. "Сохранение государственного нотариата в таких регионах, как республика Тыва, является необходимым, – говорится в отзыве парламента Тывы. – Частный нотариат ввиду своей коммерческой направленности, не может обеспечить своими услугами население, так как ему это экономически невыгодно". В подтверждение своих слов тывинские депутаты рассказывают, что в республике сейчас работают восемь госнотариусов, 15 частных и еще на три вакансии претендентов найти не удается. В результате уполномоченные органы госвласти Тывы и местный Минюст "достигли устного соглашения" с нотариальной палатой о передаче этих вакантных должностей в систему госнотариата. Видимо, в обещания ФНП просубсидировать "нерентабельные" должности в Тыве не верят.

Одновременно в Тыве просят на федеральном уровне прописать порядок обеспечения доступа к нотариату в труднодоступных или малонаселенных местностях. В проекте закона лишь указано, что там "количество нотариальных округов и нотариальных должностей может быть определено с отступлением от правил" по численности: один нотариус на 20 000–25 000 человек в городском поселении, на 25 000–30 000 человек в муниципальных районах. Парламент Тывы просит записать в проекте норму, по которой "каждое муниципальное образование независимо от численности должно быть обеспечено нотариальной помощью".

С опаской к ликвидации госнотариата отнеслись и в Москве – в Счетной палате и правовом управлении Совета Федерации. В финансово-экономическом обосновании к проекту говорится о том, что введение в действие нового закона "не потребует дополнительных расходов" из бюджета. Однако в Счетной палате думают, что нужны будут средства на "ликвидационные процедуры". Кроме того, в СП и правовом управлении Совета Федерации подозревают, что новые принципы определения размера нотариального тарифа лишат и так небогатые бюджеты субъектов одного из источников дохода – госпошлины (нотариальный тариф у частных нотариусов) за нотариальные действия. В СП отказались поддерживать проект "без учета мнения правительства и субъектов о сбалансированности бюджетов субъектов в части [этих] налоговых доходов", говорится в официальном отзыве СП за подписью ее главы Татьяны Голиковой. При этом Крашенинников, внося проект в Госдуму, написал ее председателю Сергею Нарышкину, что отзыв от правительства не требуется.

Дело в том, что сейчас расценки на услуги нотариусов определяются двумя законами – Основами законодательства о нотариате и Налоговым кодексом. Последний разрешает взымать с клиентов госпошлину, а Основы – плату за правовую и техническую работу нотариусов (сбор документов, написание, консультации), которая подчас в разы превышает нотариальный тариф. Крашенинников предлагает упросить систему: оставить одну составляющую цены – нотариальный тариф, который будет устанавливать правительство. 

Больше контроля чиновников за нотариусами

Нотариусы были недовольны, что Минюст и Крашенинников предлагают усилить госконтроль за нотариусами. Сейчас налоговики проверяют финансовую деятельность нотариусов, а профессиональную сторону – региональная нотариальная палата. Обратиться в суд с заявлением о лишении нотариуса полномочий может только она. Единоросс готов разрешить Минюсту и его территориальным управлениям вести такие проверки, но их объем и порядок должен быть согласован с нотариальной палатой. Кроме того, при определенных условиях чиновники смогут приостанавливать статус нотариуса и обращаться в суд с требованием изгнать нотариуса из профессии (Подробнее здесь). "Не предусмотрен механизм компенсации в случае выявившегося отсутствия оснований для приостановления", – возмущались в ФНП, согласно проекту Минюст просто будет отменять собственное решение о приостановлении его статуса.

Отзыв ФНП в базе Госдумы не размещен, но за нее заступилось Заксобрание Санкт-Петербурга. В документе за подписью главы комитета по законодательству Заксобрания Петербурга Виталия Милонова говорится, что "увеличение числа контролирующих органов только препятствует реализации принципа независимости нотариуса и порождает почву для коррупционных проявлений". Для обоснования своей позиции в Петербургском заксобрании ссылаются на слова министра юстиции Александра Коновалова, сказанные в феврале 2011 года. "И адвокатская, и нотариальная корпорации должны уйти от контроля Минюста и какого-либо другого органа исполнительной власти. Нужно понимать, что должны быть гарантированы высочайшие стандарты качества услуг, которые будут обеспечиваться этими саморегулируемыми сообществами профессиональных юристов", – говорил Коновалов.

В Тыве просят закрепить за Минюстом право регулировать правила трудового распорядка нотариусов, а не за ФНП, как предлагает Крашенинников. Это было бы "логично", объясняют тывинские депутаты, поскольку большинство вопросов деятельности нотариата и так регулируется Минюстом. 

Больше ответственности

В формулировках нормы проекта о запрете нотариусам работать вне своего округа врио губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров и тывинские депутаты увидели внутренние противоречия. Скорее всего, нотариус отделается предупреждением, полагают в Тыве, при этом нотариальное действие не отменяется, а это неправильно. Поэтому они рекомендуют аннулировать итоги такой работы "для сохранения единства и целостности нотариальной системы".

Не согласны в Тыве и с тем, что при отсутствии нотариуса его помощнику разрешается совершать нотариальные действия. "Он не нотариус, не имеет договора страхования", – говорится в официальном отзыве на законопроект парламента Тывы. В правовом управлении Совета Федерации в свою очередь просят Крашенинникова "дополнительно проработать" вопрос о возмещении вреда, причиненного теми, кто замещал нотариуса. По законопроекту, это ложится на плечи отсутствовавшего нотариуса. Однако, обратили внимание в СФ, эти лица действуют самостоятельно и от своего имени, а решение о допуске их к работе принимает непосредственно не нотариус, а территориальное управление Минюста.

Замглавы Курской областной думы Александр Кичигин засомневался в правилах компенсаций из гарантийного фонда ФНП, который формируется за счет взносов нотариусов. По законопроекту из него будут перечисляться компенсации пострадавшим от действий нотариуса, если его и коллективной страховки не хватит для покрытия вреда. Однако ФНП будет вправе в рамках регресса потребовать от нотариуса вернуть уплаченное. "[В этом случае] теряется смысл гарантийного фонда. <…> Речь будет идти о выдаче беспроцентного займа", – говорится в отзыве на проект из Курской областной думы.

В законопроекте нашли неопределенность и коррупционность

Практически во всех отзывах на законопроект отмечается непроработанность понятий в нем. "Отсутствие легальных понятий вносит в проект определенные противоречия. Например, отсутствие понятия "нотариус" влечет за собой использование в тексте проекта закона понятия должность", хотя нотариус не является должностным лицом, – говорится в отзыве Заксобрания Петербурга. В Курской облдуме советуют Госдуме записать в определении нотариуса то, что он не является должностным лицом, а является самозанятым гражданином. В правовом управлении СФ обращают внимание на нераскрытость понятий "статус нотариуса" и конкретизации, кто относится к "сотрудникам нотариуса", а кто к его "работникам" – в проекте используются оба этих термина. 

И.о. губернатора Томской области Александр Феденев готов поддержать документ, но все же обращает внимание на коррупционные риски, которые спровоцированы неоднозначностью формулировок. Не нравится ему использование неустоявшегося оценочного выражения "успешно", когда говорится о том, что кандидат на получение статуса нотариуса должен пройти стажировку. Аналогичную оценку ставят в Томске и норме, по которой нотариус может временно отсутствовать на рабочем месте "в пределах разумного срока" при наличии уважительных причин. Непонятной считают в Томске и норму, что полномочия нотариуса суд может прекратить из-за "существенного нарушения порядка" назначения на должность.