ПРАВО.ru
Актуальные темы
29 мая 2014, 0:25

Спецквалифколлегия завещала свои подходы ВККС

Спецквалифколлегия завещала свои подходы ВККС
Фото с сайта IrkutskMedia.ru

Сегодня Специальная квалификационная коллегия закончила свою работу по отбору кандидатов в новый Верховный суд. Разрешилась главная интрига – кто же будет рекомендован на должность главы его экономической коллегии, а всего в список одобренных претендентов вошли 110 человек. Еще 36% судей единого ВС теперь предстоит выбрать Вячеславу Лебедеву с помощью ВККС, которая, как рассчитывает председатель СККС Анатолий Бондар, воспримет его с коллегами опыт.

С претендентами на посты глав военной и экономической коллегий СККС разобралась быстро – на это ушло в общей сложности меньше часа. Первыми в зал заседаний зашли председатель Северного флотского военного суда Александр Хомяков и Владимир Хомчик, зампред нынешнего ВС РФ. Они общались мирно и до заседания, и после. "Журналисты больше нервничают, чем мы", – пошутил один из них. Рекомендацию в итоге получил Хомчик.

Кандидаты на пост руководителя экономической коллегии вели себя чуть иначе. Они немного пообщались между собой до того, как зайти в зал заседаний. Там они пробыли недолго, около трех минут, а когда вышли, ситуация изменилась. Председатель Федерального арбиражного суда Центрального округа Олег Свириденко отошел в сторону, широко и как-то хищно улыбаясь, за ним последовал неизменный помощник. Зампред ликвидируемого Высшего арбитражного суда Владимир Слесарев, глава Суда по интеллектуальным правам Людмила Новоселова и Александр Евстифеев, руководитель Арбитражного суда Московской области, выглядели понуро, о чем-то перешептывались между собой. Еще один зампред ВАС, Артур Абсалямов, отошел дальше всех, стоял прямо и неподвижно, глядя в окно.

Решение рекомендовать Свириденко СККС огласили сразу всем пяти кандидатам. Все стояли прямо, но волнение Абсалямова выдавала его рука: он сжимал и разжимал пальцы за спиной. Комментировать выбор коллегии никто из пятерки не стал. "Олег Михайлович Свириденко – заслуженный юрист РФ, у него стаж больше 25 лет, из них судьей – больше 21 года. Это человек с ясной и четкой позицией, основанной на понимании высокого звания судьи, и понимающий необходимость пропаганды права и совершенствования правосудия", – сказал позже Владислав Туманов, член правления Ассоциации юристов России, работавший в СККС.

Затем Туманов, председатель коллегии Анатолий Бондар, руководитель Нижегородского облсуда, его зам – заместитель председателя Мосгорсуда Галина Агафонова и представитель Общественной палаты Ирина Котелевская рассказали о подходах, которые исповедовала СККС.

Как работала СККС и зачем она была нужна

Мы можем только предполагать. Может быть, законодатель руководствовался тем, что формировать Верховный суд должна независимая коллегия, в которую не входят представители Верховного и Высшего арбитражного судов. Это был независимый орган от действующих высших судов, сформированный при этом из представителей судейского корпуса, общественности и президента.

Мы впервые в таком объеме рассматривали кандидатов по признакам, которые формально не определены в действующем законодательстве.

Для этого и создана была коллегия, чтобы выявить наиболее подготовленных, наиболее соответствующих с точки зрения этики высокому званию судьи Верховного суда.

[Заседания были закрытыми потому, что кандидаты] имеют право на сохранение своей частной жизни. Они нейтральны, они в своей должности вершат правосудие. А теперь представьте, что к вам приходит председательствующий судья, про которого вы знаете, что у него тетя живет на Украине и ездила торговать с Польшей, что сын у него нарушает правила дорожного движения и разведен с двумя женами. Кому это нужно?

Надеемся, что наш опыт, наши пожелания будут правильно восприняты квалификационными коллегиями субъектов, Высшей квалификационной коллегией и будут взяты на вооружение.

О рекомендованных

Перед нами не стояла задача 170 человек назначить. Мы нашли достойных из того количества, которое было, которые безусловно справятся с поставленной перед ними задачей.

Личность каждого была изучена, а биография – просвечена, как рентгеном. Кандидаты обладают тем сплавом опыта, мудрости и молодости, который позволит Верховному суду достойно и эффективно исполнять свои функциональные обязанности.

Учитывалось качество работы [судей из регионов] и стабильность принимаемых решений. Учитывалось, проходили ли они практику в ВС и занимаются ли они научной и преподавательской работой. Но прежде всего, кандидат должен быть профессионалом.

Должны прийти люди, у которых есть еще полноценный возраст для эффективной работы. Если в ВС придут люди, которым уже 67–68 лет и которые в ближайшее время будут ротироваться, наверное, это неправильно.

О причинах отказа

Конфликт интересов мы трактовали очень широко. Это наличие близких родственников в судебной системе, автоматически попадающих в процессуальное соподчинение будущего судьи Верховного суда. Это наличие родственников в адвокатских структурах. Третий критерий – наличие родственников в правовых службах мощных коммерческих структур, которые ежедневно обращаются в судебные органы за защитой своих прав.

Мы не пустили тех, у кого есть родители, братья, сестры или дети, имеющие гражданство иностранного государства. В высшем судебном органе страны будут рассматриваться дела, касающиеся государственных интересов, экономической и общественной безопасности.

Один из принципов, которые не позволили занимать места, – нарушения кодекса судейской этики. Это касалось нескольких арбитражных судей, рассмотревших дела, по которым их родственники выступали представителями хозяйствующих субъектов, но они не взяли самоотвода.

По Татьяне Андреевой можно ответить словами нашего выдающегося писателя Николая Чернышевского: "У кого невыясненные принципы, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха". Андреева исповедовала одни принципы [по отношению к судебной реформе], а с какими она собиралась работать в новом Верховном суде – непонятно. Политик в любой организации должен быть один, все остальные – рабочие лошадки.

Виктор Бациев преподает в четырех или пяти вузах. На действующих судей, которые из-за высокой нагрузки не могут даже новости последние по телевизору посмотреть и проводят по 12 часов в рабочем кресле судьи, это произвело впечатление. Его спрашивали, не мешает ли такая обширная деятельность отправлению правосудия. Было выявлено, что он получает за преподавательскую деятельность во много раз больше, чем по основному месту работы (в декларации Бациева [есть в редакции] за 2013 год указан доход по основному месту работы в размере 6,7 млн руб., а доход от педагогической деятельности составляет 322 000 руб. – "Право.Ru").

Об исключениях в работе "родственного" фильтра

Мы же здесь не роботы, не компьютеры: "Имеешь родственника [в судебной системе] – все, ты моментально не подходишь".

Василий Иванович [Нечаев, рекомендованный 19 мая 2014 года на пост главы коллегии по гражданским делам] много лет работает в Верховном суде. На сегодня это первый цивилист Российской Федерации. У него колоссальный опыт работы. Он работал рядовым судьей много лет, он прекрасно разбирается во всех отраслях гражданского права и является замечательным руководителем. Это профессионал с самой большой буквы. В период начала деятельности [нового ВС будет] много спорных моментов о компетенции административной, экономической и гражданской [коллегий]. Его опыт, знания и видение, как разрешить их, очень пригодятся и Верховному суду, и всему судейскому сообществу. Учитывая эти обстоятельства, коллегия посчитала возможным пойти навстречу. Через год доработает сын и уйдет (Святослав Нечаев – судья Федерального арбитражного суда Московского округа [ему осталось совсем немного до достижения 10-летнего судейского стажа, дающего вместе с 25-летним стажем по юридической профессии право на пожизненное содержание]. – "Право.Ru"). Было бы обидно потерять Василия Ивановича по таким основаниям.

Один судья из региона привез заявление жены [об отставке] и сказал, что в декабре у нее будет 20 лет работы судьей. Мы ему дали рекомендацию, потому что пять месяцев – не срок, из-за которого надо учинять препятствия.

Что дальше?

На должности в новом ВС документы подали 227 кандидатов, но четверо из них свои заявления затем отозвали. Из оставшихся 223 рекомендацию получили 110, все хотя бы с минимальным судейским стажем. Меньше всех – два года – он у действующего судьи Верховного суда Олега Зателепина, стаж от двух до пяти лет у шести кандидатов, от шести до десяти лет – у 20 судей, от 11 до 20 лет – у 31, а более чем 20-летним стажем отличаются 52 рекомендованных.

После завершения работы СККС в состав Верховного суда могут попасть 62 судьи-мужчины и 48 женщин. Возраст 89 претендентов, получивших рекомендацию, – от 40 до 60 лет, семеро моложе 40 лет, а 14 рекомендованных – старше 60 лет.

Если все для них сложится благополучно на этапе прохождения через президентские структуры и Совет Федерации, то десять судей займут руководящие посты, а 100 – кресла "рядовых судей". Из них четверо – в военной коллегии, 19 – в гражданской, 16 – в административной, 24 – в экономической и 37 – в уголовной. "Вячеслав Лебедев будет постепенно планомерно заполнять вакансии в том видении, в каком считает необходимым. Мы оставили ему возможность доукомплектовать Верховный суд теми кандидатами, которые пройдут [там] стажировку и получат его одобрение", – сказал Бондар.