Движение «Народный собор» подает в суд кураторов трех выставок, прошедших в различных московских галереях. Инициированное православными организациями судебное преследование российских представителей современного искусства угрожает появлением жесткой цензуры и закрытием ряда галерей.
Недавно с поста заведующего отделом новейших течений в Третьяковской галерее (ГТГ) был уволен Андрей Ерофеев. В качестве официальной причины объявлено о многокртном нарушении трудовой дисциплины, однако эксперты связывают решение руководства ГТГ с уголовным делом, возбужденным против Ерофеева в связи с выставкой «Запрещенное искусство-2006». Напомним, Ерофеев был также одним из организаторов выставки “Соц-арт”, которую бывший министр культуры Соколов назвал “позором России”. После ее проведения, по словам Ерофеева, в Третьяковской галерее ему запретили организовывать выставки и осуществлять все формы деятельности, кроме хранения произведений. А следствие по делу выставки в Музее Сахарова, надо полагать, стало хорошим поводом для увольнения.
Это кадровое решение может иметь исключительно серьезные для российского искусства последствия. Родионов уже заявил, что Отдел новейших течений ГТГ в ближайшее время может быть расформирован. Таким образом, Третьяковка изгоняет современное искусство из своих стен. Многочисленные судебные иски православных организаций против кураторов и галеристов вполне способны в ближайшее время превратить наиболее актуальные формы современного искусства в противозаконную деятельность.
Напомним, в январе 2003 года в Музее Сахарова членами Союза православных граждан была разгромлена выставка «Осторожно, религия!». Православные погромщики остались безнаказанными, а кураторов, якобы спровоцировавших верующих хулиганов, осудили за «разжигание религиозной розни» по статье 282 УК РФ и приговорили к штрафу в сто тысяч рублей. После этого последовала целая серия актов вандализма в отношении современного искусства. В 2004 году произошел погром на выставке Олега Янушевского в петербургской галерее «С.П.А.С.», в 2005 году в Третьяковской галерее на выставке «Сообщники» была уничтожена работа «Синих носов», в 2006-м в галерее Марата Гельмана разгромили выставку Александра Джикии, а сам галерист был избит.
В результате, сообщает «Коммерсантъ», художественное сообщество стало руководствоваться соображениями жесткой самоцензуры: так, одно лишь заявление верующих, что показывающийся на выставке «Русский поп-арт» в Третьяковской галерее коллаж Александра Косолапова «Икона-икра» оскорбляет их религиозные чувства, побудило администрацию музея спешно убрать работу из экспозиции. А попытка поднять тему цензуры на выставке «Запретное искусство-2006» в Сахаровском центре привела к тому, что ее организаторов — директора центра Юрия Самодурова и теперь уже бывшего руководителя отдела новейших течений Третьяковки Андрея Ерофеева обвинили в «возбуждении религиозной вражды» по все той же 282-й статье. Сейчас оба ждут суда.
Сегодня движение «Народный собор», даже не дождавшись ответа из прокуратуры по поводу иска против Ерофеева и Самодурова, инициировало новые «искусствоведческие» иски. «Собор» счел оскорбительной выставку в «Айдан Галерее» в Центре современного искусства «Винзавод».
«В начале июня, когда в галерее Айдан Салаховой проводились общественные слушания по поводу „Запретного искусства“, делегация движения пришла и увидела, что на стенах развешаны фотографии общественных деятелей и представителей русской православной церкви, а внизу – нецензурные комментарии», — рассказал РБК daily сопредседатель московского отделения «Народного собора» Александр Лапин.
Как сообщила Айдан Салахова, в ходе общественных слушаний она отдала помещение тем художникам, которые пришли поддержать Ерофеева. «Мне этот перформанс не нравится, но моя позиция – художник свободен высказывать свои идеи, и его произведения могут обсуждаться или осуждаться в дискуссиях, но он не может быть уголовно преследуемым за свои произведения, — считает она. – Зона свободного творчества есть в разных странах мира, и умное государство позволяет эту свободу, чтобы она не вышла на улицы. Так что государству к такому искусству логично быть снисходительнее».
«Народный собор» написал заявление в московскую прокуратуру и попросил привлечь авторов к уголовной ответственности, после чего активисты этой религиозно-политической организации снова посетили «Винзавод» и обратили внимание еще на пару вернисажей.
«На днях мы ходили на „Винзавод“ и обнаружили еще два факта нарушения закона: оскорбление государственной символики России и пропаганду порнографии. Речь идет о выставках „Яблоки падают одновременно в разных садах“ и „Интим предлагать!“, идущих все в том же Центре современного искусства, — продолжает Александр Лапин. – Мы будем по этим направлениям работать. С юристами мы будем соображать, как писать заявления и как действовать. Все определится на этой неделе или в самом начале следующей».
Надо отметить, что «Яблоки…» — выставка, посвященная творчеству молодых художников, проходит в залах RIGroup «Винзавода». А «Интим предлагать!» — экспозиция в галерее «Проун» французской эротической фотографии XIX века и картин Жюля Паскина. Примечательно, что Жюль Паскин, художник Парижской школы и друг Модильяни, жил в конце XIX века, так что кого привлекать к ответственности, в общем-то, неясно.