Правительство просит спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко серьезно переработать свои идеи о борьбе с оттоком капиталов из России в офшоры. Один из трех соответствующих проектов кабмин рекомендует переделать еще до первого чтения, так как тот может негативно отразиться на экспорте промышленных товаров из России.
В начале сентября группа сенаторов во главе с Валентиной Матвиенко внесла в Госдуму сразу три законопроекта, направленных на борьбу с использованием офшоров для минимизации налогов. Во-первых, они предложили прописать в Уголовном кодексе наказание за уклонение от уплаты налогов с применением офшорных схем, трансфертного ценообразования и фирм-однодневок (до шести лет заключения). Эту идею разработчики соотносили с проектом Минфина о налогообложении контролируемых россиянами иностранных компаний. По нему контролируемой компанией будет считаться та, которая принадлежит российским резидентам на 50% (первые два года действия закона), а затем – на 25%. Налог с ее нераспределенной прибыли придется платить каждому российскому владельцу пакета крупнее 10% акций. Заодно члены СФ предлагали расширить действие института конфискации и в рамках борьбы с уклонением от налогов забирать орудия, оборудование и иные средства совершения преступления, принадлежащие не только обвиняемым, но и иным лицам, в том числе юридическим. Однако в Верховном суде и правительстве последний порыв не оценили и рекомендовали скорректировать документ, так как его авторы ошибочно полагают, что конфисковать имущество по таким делам невозможно. В целом же проект встретил понимание у ВС и кабмина.
Однако, судя по отзывам правительства, с реализаций пожеланий президента Владимира Путина о новых ограничениях для стремящихся в офшоры сенаторы справились хуже. В декабре прошлого года в послании Федеральному собранию Путин назвал два способа борьбы с оттоком капиталов: по российским правилам начислять налоги на доходы компаний, принадлежащих россиянам, но зарегистрированным в офшорной юрисдикции, а также не оказывать таким структурам господдержку: не давать кредиты "Внешэкономбанка" и госгарантии. Сенаторы в поправках в закон "О банке развития" установили запрет на выделение господдержки и кредитов ВЭБа для "российских организаций, использующих схемы агрессивной минимизации налогообложения и зарегистрированных в офшорных юрисдикциях". Однако правительство в своем отзыве, размещенном на днях в базе Госдумы, намекает сенаторам на их недальновидность и рекомендует "предусмотреть распространение указанных ограничений на иные виды деятельности "Внешэкономбанка"".
Не понравилось правительству и то, как в законе "О федеральной контрактной системе…" предлагается установить запрет компаниям, зарегистрированным в офшорных зонах, выступать стороной в госконтракте. "Необходимо дополнить законопроект нормами о правовых последствиях для участников закупки в случае выявления несоблюдения ими указанного ограничения, а также положениями, ограничивающими возможность привлечения к участию в закупках для обеспечения государственных нужд субподрядчиков, соисполнителей из числа лиц, местом регистрации которых являются офшорные зоны", – говорится в отзыве за подписью зампредседателя правительства Сергея Приходько.
Требует доработки, с точки зрения Белого дома, и норма о необходимости предъявлять при госрегистрации создаваемого юрлица данные контролирующих лиц учредителей – резидентов России, за исключением компаний, прошедших процедуру листинга на биржах. В правительстве недоумевают, "какие лица понимаются под контролирующими лицами учредителей – резидентов РФ и какие данные контролирующих лиц учредителей – резидентов РФ должны представляться".
Еще большей критике подвергся третий законопроект сенаторов, отзыв на которой в правительстве составили уже после того, как документ оказался в Госдуме. Белому дому не понравилась идея записать в Бюджетном кодексе (ст. 36 – принцип прозрачности) норму об обязательном раскрытии информации не только об утвержденных бюджетах и их исполнении, но и всех получателях средств, направляемых на осуществление закупок для осуществления государственных (или муниципальных) нужд, включая лиц не связанных договорными обязательствами с получателями бюджетных средств, но принимающих участие в закупках товаров. По мнению сенаторов, должны раскрываться сведения и о получателях ассигнований, субсидий юрлицам, бюджетных инвестиций, а также получателях госгарантий. При этом открытой должна стать и информация о контролирующих лицах организаций – получателей этих денежных средств.
"Юрлица, которым перечисляются средства из бюджета, не наделенные статусом "государственного (муниципального) заказчика", не относятся к субъектам бюджетных правоотношений, и правоотношения с их участием не могут регулироваться [Бюджетным] кодексом", – говорится в отзыве правительства от 15 сентября за подписью Приходько. Предложенную норму нельзя отнести к предмету правового регулирования ст. 36 Бюджетного кодекса, уверены в Белом доме. Кроме того, отмечают там, у органов госвласти, местного самоуправления нет полномочий по контролю за раскрытием такой информации.
Не менее скептично правительство отнеслось к норме о том, что государственные и муниципальные гарантии выдаются лишь российским юрлицам. Такие ограничения можно легко обойти, так как учредителем российского юрлица могут выступать компании, зарегистрированные в офшорах. "Целесообразно ориентироваться не на национальную принадлежность юрлица, а на бенефициарных собственников, что будет способствовать в том числе эффективному выявлению аффилированности и сделок с заинтересованностью", – уверены в Белом доме. Там предлагают давать субсидии и госгарантии российским юрлицам, даже если их бенефициар в офшоре. Для этого компании придется раскрыть информацию о своих конечных бенефициарах.
Предложенная конструкция о поддержке лишь российских юрлиц не нравится кабмину еще и потому, что она "препятствует выделению госгарантий по обязательствам или в пользу иностранных юрлиц в целях оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)". "Зачастую участие в осуществлении экспортных операций компаний, зарегистрированных на территории иностранных государств (в том числе в офшорных зонах), является единственным способом реализации экспортных контрактов", – говорится в замечаниях к проекту. Правительство рекомендует членам СФ записать, что госгарантии не предоставляются иностранным юрлицам, но все же сделать исключение для экспорта промышленной продукции.
В заключении правительство указывает, что готово поддержать поправки в Бюджетный кодекс, если только сенаторы доработают их еще до первого чтения.
С текстом законопроекта № 599584-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 599495-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 599561-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (об обязательном раскрытии информации об участниках бюджетного процесса)" можно ознакомиться здесь.