ПРАВО.ru
Актуальные темы
6 марта 2015, 21:13

Алкоголь, наркотики, суицид и другие особенности профессии юриста

Алкоголь, наркотики, суицид и другие особенности профессии юриста
Фото с сайта www.addiction.net

Юристы более склонны злоупотреблять спиртным, чем среднестатистический американец, показывают исследования. Падки они и на препараты, в том числе запрещенные. Как следствие – психологические трудности, которые могут привести и к самоубийству: чаще сводят счеты с жизнью только стоматологи и фармацевты. Проблемы начинаются еще на юрфаке – почти каждый второй заканчивает первый курс с депрессией. Страдают и клиенты: большинство случаев недобросовестной практики допускают адвокаты-алкоголики. Помогать сложно, в первую очередь потому, что юристы слишком дорожат репутацией, чтобы признать свои проблемы.

Около 18 % практикующих юристов со стажем работы от 2 до 20 лет испытывают проблемы с алкоголем, говорится в опубликованном недавно исследовании американского журнала International Journal of Law and Psychiatry. Для сравнения, среди остальной части населения США этот показатель значительно ниже – 10 %. Среди тех, кто практикует больше 25 лет, алкоголиков еще больше – речь идет уже о 25 %. При этом наиболее высок риск алкоголизма у специалистов в возрасте 40–55 лет.

Хотя основной проблемой был и остается алкоголь, за последнее десятилетие в США существенно возросло число людей, развивших зависимость от медицинских препаратов – главным образом антидепрессантов. По словам Патрика Крилла, руководителя фонда помощи юристам Hazelden Betty Ford Foundation, проблема достигла масштабов эпидемии и глупо предполагать, что юристы, профессия которых в принципе находится в группе риска, когда речь заходит о зависимостях, остались в стороне.

Кроме того, в юридической среде США наметилась еще одна пугающая тенденция – суицид. По данным Центра контроля и предотвращения заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) юристы занимают четвертую строчку в списке профессий, представители которых чаще всего сводят счеты с жизнью. Опережают их только стоматологи, фармацевты и врачи-терапевты.

Также юристы чаще страдают депрессией – эта проблема в юридической среде встречаются в 3,6 раза чаще, чем в целом среди американцев.

Как все начинается

Считается, что проблемы юриста могут возникнуть задолго до того, как он начинает юридическую практику. По словам судьи Роберта Чайлдерза из Теннесси, который с 1999 года работал в Комиссии по оказанию помощи юристам, злоупотребление наркотическими веществами и психические расстройства появляются у будущих специалистов еще в период обучения.

В первый день обучения на юридическом факультете, свидетельствуют исследования, среднестатистический студент "нормален", если говорить об уровне счастья, психического здоровья и благополучия. Изменения начинаются уже спустя полгода. К этому моменту многие обнаруживают явные признаки психических проблем: депрессию, повышенный уровень тревожности, агрессию или даже паранойю. К концу первого года обучения от депрессии страдают уже 40 % студентов и у многих симптомы сохраняются и в дальнейшем, рассказывает американский судья.

Почему так

Похоже, что в жизни юристов, в том числе и студентов юрфаков, стандартно набирается достаточно много факторов, способных спровоцировать серьезные проблемы. Одна из причин развития зависимостей и появления психических нарушений кроется в чертах характера тех, кто выбирает юридическую карьеру, – перфекционизме и стремлении к победе любой ценой. Позже именно перфекционизм, как отмечает Патрик Крилл, мешает юристу признать сам факт наличия у него сложностей. "Вы должны решать проблемы, как супермен. У вас самих проблем быть не должно",– рассуждает о вопросе Дэн Лукашик, основатель американского сообщества "Юристы, страдающие депрессией".

Известный в США юридический блогер Стив Эйнджел считает, что профессия юриста притягивает трудоголиков, а из-за слишком большой нагрузки и начинается стресс, депрессия и сопутствующие проблемы. Кроме того, отмечают исследователи, в процессе обучения юридической профессии у студентов меняется мотивация – если изначально они хотят помогать людям или просто интересуются правом, то со временем акценты смещаются на возможности, которые предоставляет успешная карьера. "В определенной степени юридическая профессия стала больше похожа на бизнес, чем на ремесло, – говорит судья Чайлдерз. – Многие совершают поступки, идущие вразрез с этикой и моралью. Когда чувства вины и стыда накапливается, юристы пытаются заглушить их алкоголем или наркотиками".

"Существует много профессий с высоким уровнем стресса," – комментирует ситуацию Иветт Хуриган, руководитель Программы помощи юристам в штате Кентукки, США. "Профессия врача предполагает стресс. Но когда хирург заходит в операционную, к нему не присылают еще одного врача, который будет стараться убить пациента – это одна команда, которая делает одну работу. В юридической профессии приходится играть на чужой беде".

Почему юристы молчат

Патрик Крилл отмечает, что нежелание признаться в наличии проблемы может быть связано не только с перфекционизмом, но и со страхом навредить собственной репутации. Если речь идет о студентах – большинство из них не говорят о своих проблемах, опасаясь трудностей при получения разрешения на практику (в США при прохождении сертификации есть требования к "характеру и здоровью" будущего юриста). Опытные специалисты опасаются лишиться доверия клиентов и коллег или потери лицензии.

Осложняет дело и то, что профессиональной юридической среде свойственна эмоциональная изоляция, завышенные требования, стрессовые ситуации и игнорирование необходимости какого-либо баланса в жизни специалиста, отмечает Крилл. "Большинство юристов гордятся своей тяжело давшейся способностью работать в подобных жестких условиях. Они не хотят дать другим понять, что они не могут справиться с ситуацией, – говорит он. – И этот страх – страх того, что кто-то увидит их слабыми, уязвимыми и расстроенными, – чаще всего, признаются юристы, мешает им получить помощь, которая им нужна".

Однако замалчивание проблем может привести к печальным результатам. Как отмечается в материалах Американской адвокатской палаты, юристы с проблемами чаще других попадаются на присвоении средств собственных клиентов. Обычно деньги юристы забирают в момент, когда начинаются финансовые трудности, и искренне рассчитывают вернуть все украденное обратно. Естественно, на деле происходит такое крайне редко. Исследования, проведенные в США и Канаде, демонстрируют, что около 60 % дисциплинарных дел о недобросовестной практике, а также 90 % случаев серьезных дисциплинарных нарушений со стороны юристов так или иначе связаны с алкоголизмом.

Как быть

Крилл рекомендует юристам, столкнувшимся с зависимостью или психологическими проблемами, не молчать, а обратиться за помощью. Риск навредить карьере в результате обращения за помощью к профессионалам минимален, отмечает он, – в большинстве организаций действует правило, запрещающее разглашать информацию о клиентах. Обращение юриста в специализированный центр поддержки пойдет на пользу и его клиентам, считает руководитель Hazelden Betty Ford Foundation: в результате юрист будет тратить больше сил на работу, а не на тщетные попытки сохранить лицо.

Также он советует не оставаться равнодушным, если неприятности постигли ваших коллег или подчиненных. Тем, кто решит откровенно поговорить с коллегой и помочь ему выбраться из неприятностей, он рекомендует предварительно ознакомиться с вопросом, прочитав пару статей о природе зависимости. "Все, что нужно сделать, – это сделать хоть что-нибудь, но не отворачиваться", – говорит Крилл.