Многочисленные нарушения в деятельности структур, отвечающих за организацию дорожного движения в Москве, парковки и наложения взысканий за неправильную парковку, выявили Савеловская и Лефортовская межрайонные прокуратуры. Среди претензий ревизоров: неправомерный сбор персональных данных о собственниках автомобилей, вынесение постановлений о нарушениях неуполномоченными сотрудниками, организация платных парковок без учета влияния на безопасность дорожного движения, а также появление дорожной разметки и знаков, противоречащих друг другу.
Пару недель назад первый зампред думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков озадачил Генпрокуратуру вопросом о том, кто разрабатывает схемы организации дорожного движения в Москве, как устанавливаются дорожные знаки и разметка. Он также попросил надзорный орган высказать позицию в отношении допустимости и целесообразности совмещения структурами правительства Москвы функций по организации дорожного движения и по привлечению к ответственности нарушителей ПДД.
Интерес парламентария к этой теме не праздный – он сейчас активно лоббирует в Госдуме законопроект, призванный урегулировать споры между водителями и службами, эвакуирующими неправильно припаркованные автомобили. Однако столичные власти заблокировали его принятие во втором чтении, поскольку в документе оказалась норма, ограничивающая поводы для эвакуации автомобилей. Так, Лысаков убежден, что на штрафстоянку не стоит увозить автомобили, если они стоят под запрещающими стоянку и остановку знаками. При этом эвакуация автомобилей, которые реально создают помехи движению, пешеходам, угрожают безопасности, в законопроекте сохраняется: их по-прежнему можно будет увозить с тротуаров, пешеходных переходов, остановок, трамвайных путей. Заммэра Москвы, глава Департамента транспорта Максим Ликсутов категорически против такого подхода, он утверждает, что реализация новелл приведет к росту числа ДТП на 20 %, детской смертности – на 15 %, снижению скорости на дорогах Москвы на 24 %, а также "рост социальной напряженности из-за транспортных проблем в Москве" (подробнее).
Сегодня история противостояния сторонников корректировки КоАП и их противников обрела продолжение: стали известны результаты проверки, организованной Лефортовской и Савеловской межрайонными прокуратурами Москвы в связи с обращением депутата. В итоге руководителю ГКУ Центра организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) Вадиму Юрьеву и гендиректору "Администратора московского парковочного пространства" (АМПП) Александру Гривняку направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения.
Савеловская межрайонная прокуратура, в частности, заинтересовалась такой статистикой: в 2014 году АМПП вынесено 235 800 постановлений о нарушениях, в первом квартале 2015-го – 133 500. Из-за поступивших жалоб были прекращены производства по 40 100 постановлениям в 2014-м и 6800 – в текущем году. Однако причины такого большого числа отмен ревизорам установить не удалось, так как в самом АМПП "анализ жалоб, причин большого процента их удовлетворения не ведется".
Установили проверяющие и факты незаконного сбора и использования персональных данных собственников транспортных средств. Так, для наказания за неоплаченную стоянку на платной парковке (ч. 2 ст. 8.14 КоАП Москвы) сотрудники АМПП запрашивали и получали в МВД информацию, содержащую в том числе и персональные данные граждан. В то время, как Соглашение об информационном взаимодействии такой опции не предполагает, обратили внимание ревизоры. Оно регулирует лишь обмен сведениями между МВД и правительством Москвы по административным делам, касающимся парковки с нарушением требований знаков и разметки (ч. 5 ст. 12.16 КоАП РФ).
Наиболее подробно ревизоры остановились на случаях, когда неуполномоченные лица АМПП выносили постановления по административным делам. В документе Савеловской межрайонной прокуратуры отмечается, что "установлены многочисленные факты" подобных действий. Кодекс об административных правонарушениях Москвы предусматривает, что дела о неоплате стоянки на платной парковке должны разбирать контролеры и контролеры-ревизоры. Однако в АМПП "действующим штатным расписанием такие должности не предусмотрены", говорится в представлении. Как правило, дела данной категории рассматривают сотрудники, занимающие должности ведущего специалиста отдела оформления и учета правонарушений (146200 постановлений – 39,6 % от общего числа), старшего специалиста (46500 – 12,6 %), главного специалиста (54400 – 14,7 %). Также прокуратура обнаружила "многочисленные случаи", когда дела об административных правонарушениях от имени должностных лиц, которые отсутствовали на рабочем месте в выходные, рассматривали сотрудники АМПП, в том числе с использованием ключей их электронных подписей. Так, например, В. Ю. Щеголев, согласно табелю учета использования рабочего времени и расчета зарплаты, 5 января 2015 года не работал в праздничный день, однако от его имени было вынесено 164 постановления об административных нарушениях.
"Описанные факты свидетельствуют о том, что обязанности должностных лиц [АМПП], а также полномочия по оказанию госуслуги исполняются ненадлежащим образом", – говорится в представлении. Действия должностных лиц АМПП, как считают в прокуратуре, повлекли нарушение прав лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях. В связи с этим Савеловский межрайонный прокурор Москвы Дмитрий Миньков потребовал от руководства АМПП "принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, а также причин и условий, им способствующих", и "рассмотреть вопрос о привлечении работников, допустивших нарушения законодательства, к дисциплинарной ответственности" и в течение месяца отчитаться о выполненных действиях.
Не менее жестким оказалось представление Лефортовского межрайонного прокурора Валерия Цыбуленко в отношении ГКУ "Центр организации дорожного движения правительства Москвы". "Выявлены грубые нарушения закона, выражающиеся в устройстве парковочных мест на радиусах, дорогах с двумя полосами для движения, необходимость организации дополнительных пешеходных переходов не учитывается", следует из документа, датированного 15 апреля 2015 года. Как следствие, отмечают в прокуратуре, "при разработке проектной документации на обустройство участка улично-дорожной сети и платной парковки основным критерием является обеспечение максимального количества парковочных мест". "При этом влияние на безопасность дорожного движения ГКУ ЦОДД не учитывается", – говорится в представлении. Также ревизоры не обнаружили протоколов заседаний рабочей группы столичного департамента транспорта, где обсуждается проектная документация. Из этого они сделали вывод, что протоколы не ведутся вовсе. Это лишает возможности определить степень участия членов группы в этой работе, недовольны в прокуратуре.
Обнаружили в прокуратуре и несогласованность действий различных городских учреждений, отвечающих за дорожное движение в столице. В ГКУ ЦОДД при установке дорожных знаков, нанесении разметки не учитывают технологические нормы, резюмировали в Лефортовской прокуратуре. По этой причине, как следует из документа, "имеют место случаи установки дорожных знаков и введения платной парковки без изменения в полном объеме организации дорожного движения, в том числе корректировки дорожной разметки". "Существующая дорожная разметка и вновь установленные дорожные знаки в ряде случаев противоречат друг другу, что создает предпосылки к непреднамеренному нарушению водителями правил дорожного движения", – констатируется в представлении. В качестве примера Цыбуленко называет парковку на выезде с Дербеневской набережной на Дербеневскую улицу близ станции метро "Павелецкая". Там установлен знак "Платная парковка", несмотря на то что расстояние между сплошной линией разметки и припаркованным автомобилем будет менее трех метров (п. 12.4 ПДД).
В связи с этим межрайонный прокурор предложил "в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений", а также "рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ГКУ ЦОДД, допустивших нарушения".
Парламентарий Лысаков доволен результатами прокурорской проверки. "[Они] блестяще и профессионально выполнили свою работу", – говорит он. По его словам, эти результаты, вероятно, будут положены в основу будущего ответа Генпрокуратуры на его запрос.
Оперативные комментарии в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры правительства Москвы, АМПП и ЦОДД получить не удалось. Пресс-службы этих структур заверили, что они будут подготовлены в течение 24 апреля.
***
Комментарий, представленный пресс-службой ЦОДД после публикации "Право.Ru":
"Центр организации дорожного движения оказывает максимальное содействие межрайонной прокуратуре в проверке проектов организации дорожного движения.
При установке дорожных знаков мы всегда руководствуемся в первую очередь требованиями безопасности дорожного движения, а также мерами по увеличению пропускной способности улично-дорожной сети. Вместе с тем, все дорожные знаки устанавливаются согласно проектной документации, разработанной в рамках мероприятий по оптимизации и совершенствованию схем организации дорожного движения с созданием мест для парковки транспорта. В свою очередь, все проекты организации дорожного движения согласовываются на Межведомственной комиссии в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в которую входят представители УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МЧС, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Департамента строительства, ОАТИ, ГКУ "АМПП", ГКУ "ЦОДД", ГУП "Мосгортранс", префектуры и других организаций.
В частности, в результате внедрения Комплексной схемы организации дорожного движения, перенастройки светофорных объектов, ликвидации хаотичной парковки, контроля за соблюдением правил остановки и стоянки в центральной части, а также расширения зоны платной парковки скорость движения в Центральном административном округе увеличилась более чем на 10%. В вечерний час "пик" скорость повысилась на 11 % ( с 50 км/ч до 55 км/ч), в утренний час "пик" скорость движения повысилась в среднем на 10 % (с 45 км/ч до 50 км/ч). Кроме того, скорость движения по вылетным магистралям Москвы возросла примерно на 12%. Движение в городе становится более комфортным для всех участников дорожного движения.
Напомним, что в ведении ЦОДД находится установка дорожных знаков. Нанесение разметки входит в ведение балансодержателей дорог. Также стоит отметить, что в случае противоречия дорожных знаков и разметки, прежде всего, водитель должен руководствоваться дорожными знаками (согласно ПДД:В случаях когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу, либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками)".