ПРАВО.ru
Актуальные темы
30 апреля 2015, 19:10

"Мера жестокая до абсурда"

"Мера жестокая до абсурда"
Фото с сайта www.gazeta.ru

С 1 мая 2015 года начинает действовать расширенная редакция "антипиратского закона", отдающая Мосгорсуду, помимо фильмов, прочие объекты авторских прав – книги, музыку, программы (исключение сделали для фотографий). В Мосгорсуде ждут значительного роста заявлений и готовы перебросить на этот фронт дополнительных судей. Правообладатели же обещают прежде всего последить за ситуацией и не допускать "кровожадных преследований".

Принятые в июле 2013 года поправки в "антипиратский" закон (от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") дали правообладателям возможность блокировать сайты, нарушающие авторские права. А заявления о блокировке с 1 августа 2013 года стал принимать Мосгорсуд, хотя в Думе обсуждали, не отдать ли их Суду по интеллектуальным правам. Петицию за отмену законопроекта подписали больше 100 000 интернет-пользователей, но нижняя палата не отреагировала. "Массовые недовольства не появились", – удовлетворенно отмечал единоросс Сергей Железняк в сентябре 2013 года. В конце прошлого года в "антипиратский" закон внесли поправки (с помощью закона от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ), расширившие его действие на все объекты авторского права, кроме фотографий, – музыку, программы, книги. 

Ранее предполагалось, что новый порядок начнет действовать с 1 июля 2014 года, но этот дедлайн не устроил интернет-бизнес: ему необходимо было время на подготовку. Завтра оно истекает. Опрошенные "Право.Ru" эксперты не уверены, что движение заявлений через столичный суд общей юрисдикции – наилучший вариант реализации принятых для борьбы с "пиратами" поправок. "В спорах вокруг программ для ЭВМ и баз данных возникают весьма сложные вопросы фактического и правового порядка", – отмечает партнер юридической фирмы "Интеллект-С" Максим Лабзин. В связи с этим он считает, что арбитражная система могла бы оказаться более подготовленной к "антипиратским" разбирательствам.

По-разному в экспертной среде оценивают сами новеллы, в особенности норму о блокировке без возможности восстановления хостинг-провайдерами сайтов-"рецидивистов" (ст. 15.6 закона 149-ФЗ) за неоднократное размещение объектов авторских прав либо информации, необходимой для их получения (ссылки или торрент-файлы). "Мера жестокая до абсурда и никак не отвечает принципам разумности, справедливости и соразмерности деяния его последствиям", – считает партнер юридического бюро "TM-defence" Яна Брутман. По ее мнению, такой механизм будет дамокловым мечом для любых ресурсов, даже самых законопослушных. Под удар могут попасть и их собственники, не отследившие, что среди содержимого ресурса есть ссылки на нелицензионный контент, вторит Лабзин из "Интеллект-С". "Это открывает возможности для юридических атак со стороны недобросовестных конкурентов", – предупреждает он. Вечную блокировку защищал старший юрист Goltsblat BLP Евгений Орешин, который считает ее эффективной мерой в борьбе с пиратством (подробнее>>).

Более спокойно воспринимают юристы возможность досудебного обращения правообладателя к потенциальному нарушителю (ст. 15.7 закона 149-ФЗ). Согласно этой норме правообладатель либо исключительный лицензиат сможет, минуя Мосгорсуд и Роскомнадзор, обратиться к информационному посреднику напрямую, а тот будет обязан либо удалить нелицензионный контент, либо доказать правомерность его размещения. Такие меры используются в США больше десяти лет согласно DMCA (Digital Millennium Copyright Act, или Закон об авторском праве в цифровую эпоху, принятый в 1998 году), теперь и российские правообладатели будут использовать данный механизм для защиты своих интересов, отмечает президент некоммерческого партнерства "Объединение правообладателей" Павел Катков.

Правообладатели начнут "мониторить ситуацию" после 1 мая, обещает Катков. "Наша цель – не кровожадное преследование всех подряд, мы хотим, чтобы сайты, которые были пиратскими, либо лицензировались, либо зачистили свою площадку", – говорит он. Одна из мер, в которой заинтересованы правообладатели, – это встроенная система распознавания файлов, которая позволила бы проверять контент перед загрузкой на предмет нарушения прав, рассказывает Катков. Но, по его словам, многие интернет-ресурсы готовы предложить правообладателям только "кнопку модератора", которая позволяет удалить спорный контент.

В Мосгорсуде рассмотрением заявлений в настоящее время заняты пять судей. Как сообщила "Право.Ru" пресс-секретарь горсуда Ульяна Солопова, "назвать показатели ожидаемого роста [заявлений] не представляется возможным", но при необходимости число судей будет увеличено.