ПРАВО.ru
Актуальные темы
17 июня 2009, 19:08

Депутаты ищут истоки пивного алкоголизма

Депутаты ищут истоки пивного алкоголизма
В Госдуму внесен законопроект о полном запрете теле и радиорекламы пива, а также его рекламы в кинотеатрах и видеосалонах

В Госдуму внесен законопроект о полном запрете теле и радиорекламы пива, а также его рекламы в кинотеатрах и видеосалонах. Закон также обяжет производителей увеличить размер надписи о вреде пива до трети рекламной площади в печатных СМИ и на билбордах.

Напомним, сейчас показ пивной рекламы запрещен на телевидении с 7 до 22 часов, на радио — с 9 до 24 часов, при кино и видеообслуживании — с 7 до 20 часов. Площадь предупредительных надписей о вреде алкоголя составляет 10 процентов от общей рекламной площади.

Автор инициативы, депутат от «Справедливой России», Антон Беляков аргументирует потребность внесения изменений в статью 22 Федерального закона «О рекламе» заботой о детях.

«Посмотрите на рекламные ролики пива. До 85 процентов из них ориентированы именно на молодежь, создают у подростков иллюзию „социальной ценности“ пива, а главное — полную безопасность его употребления», — заявил Беляков.

По его словам, «пивной алкоголизм достиг в России ужасающих масштабов». «Особенно подвержены ему оказались несовершеннолетние. Анонимные опросы, регулярно проводящиеся в школах, свидетельствуют о том, что средний возраст начала употребления пива снизился до 10 лет. В свою очередь, пиво опасно тем, что больше, чем другие алкогольные напитки, вызывает привыкание, а пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее и, по мнению наркологов, меньше всего поддается лечению», — утверждает депутат.

Беляков надеется, что комитеты быстро рассмотрят законопроект, после чего он будет вынесен на пленарное заседание.

Газете «Взгляд» Беляков пояснил, что противники законопроекта опасаются, что его принятие приведет к сокращению рабочих мест, уменьшит поступление налогов в бюджет, приведет к разорению некоторых СМИ.

«Те, кто нажмет кнопку „против“ — это лоббисты, которые активно „заряжаются“ производителями слабоалкогольных напитков. Критическим порогом, принятым ВОЗ, при котором уже начинается национальная деградация — 12 децилитров в год. Мы выпиваем 17», — сообщил депутат.

Кроме того, Беляков убежден, что в результате наступления на пивной алкоголизм государство получит серьезную прибавку к доходам, поскольку следующей своей инициативой депутат намерен ввести акциз на пенный алкоголь.

Впрочем, эксперты не ожидают сильного падения спроса на пиво. После введения частичного запрета на рекламу, продажу и употребление пива, его продажи пива не сократились. Даже финансовый кризис снизил потребность покупателей всего на пару процентов, сообщает «Прайм-ТАСС».

С экспертами согласны и производители. Более 20 процентов от всего рекламного бюджета пивные компании тратят на рекламу по телевидению и радио. После думского запрета они, скорее всего, не станут увеличивать свое присутствие на других рекламных носителях. А освободившиеся деньги потратят на развитие ритейлерских продаж непосредственно в магазинах.

История вопроса

В конце октября прошлого года аналогичный законопроект вносил в Госдуму заместитель главы думского комитета по промышленности Валерий Драганов. Он предлагал полностью запретить рекламу пива на телевидении и радио. Исключение депутат намеревался сделать лишь для трансляций международных спортивных соревнований, спонсорами которых выступают пивоваренные компании. Кроме того, Драганов предлагал ограничить розничную продажу пива и других слабоалкогольных напитков. По его мнению, предусмотренное действующими законами право субъектов Федерации ограничивать продажу напитков крепостью более 15 процентов — недостаточная мера. Драганов считал, что такие же ограничения нужно разрешить для всех видов алкогольной продукции.

По словам Драганова, за последние десять лет потребление пива в России выросло в четыре раза, до 12 миллиардов литров в год. При этом пиво не заменяет крепкие напитки, а потребляется наряду с ними, что, как отметил Драганов, приводит к «алкоголизации» населения.

Однако уже в середине декабря 2008 года депутат Геннадий Гудков из «Справедливой России» высказал противоположное мнение. Он посчитал, что в законе «О рекламе» могут быть на год сняты ограничения на рекламу пива в СМИ, что позволит им пережить финансовый кризис. Соответствующие поправки к закону Гудков предлагал к рассмотрению в Госдуме. Депутат рассчитывал, что его антикризисная поправка разрешит рекламу пива лишь на 2009 год, а в 2010 году можно было бы вернуться к старой схеме.

Данное предложение Гудкова глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко назвал «верхом цинизма». По его словам, в депутатской инициативе отражается «истинное отношение к здоровью населения».

Отметим, что на прошлой неделе по этой же проблеме высказался первый заместитель руководителя московского департамента потребительского рынка и услуг Георгий Смолеевский. Он выступил против продажи пива в торговых ларьках. По его словам, «проблемы, где выпить пива, в Москве не существует».