ПРАВО.ru
Актуальные темы
7 августа 2008, 11:54

"Русская" живопись из Дании: антикваров-мошенников ждет колония

Антиквары за решеткой

Тверской суд Москвы огласил приговор по делу владельцев антикварной галереи «Русская коллекция» супругов Татьяны и Игоря Преображенских. Они признаны виновными в продаже пяти поддельных картин на сумму $730 тыс., похищении эскиза работы Константина Маковского и неуплате налогов. Согласно решению суда Татьяна Преображенская проведет девять лет в колонии общего режима, а ее супруг Игорь – восемь с половиной лет в колонии строгого режима.

Процесс по делу антикваров начался в январе 2008 года. Согласно материалам следствия, переехав в 2003 году из Петербурга в Москву, супруги Преображенские сняли помещение на территории Гостиного двора, где открыли антикварную галерею «Русская коллекция». Искусствовед по образованию Татьяна Преображенская была фактической владелицей салона, а ее муж Игорь, кандидат философских наук, исполнял обязанности водителя.

По версии следствия в 2004 году Преображенская познакомилась с коммерческим директором компании «Элекс-Авто» Валерием Узжиным. Он интересовался работами модных ныне русских художников XIX века. Как следует из материалов дела, Преображенская продала Узжину пять картин: четыре работы художника-пейзажиста Александра Киселева и одну картину Александра Орловского. Подлинность картин подтверждалась экспертной оценкой, проводимой в ВХНРЦ (Всесоюзном Художественном Научно-Реставрационном Центре) имени И.Э. Грабаря экспертом Татьяной Горячевой, проходившей по делу в качестве свидетеля. Как установило следствие, за небольшую плату она выдавала фальшивые документы, удостоверяющие подлинность картин и их художественную ценность. Однако Горячева не была привлечена к уголовной ответственности, ее лишь на время отстранили от проведения экспертиз.

Согласно материалам дела, картины в галерею Татьяны Преображенской поступали от арт-дилера Дмитрия Кутейникова, ныне находящегося в розыске. Картины он приобретал на аукционе в Копенгагене (Дания) за $ 5-6 тыс., переделывал и продавал Преображенской уже по цене $30-40 тыс., а та в свою очередь перепродавала картины по $120 -150 тыс. Как утверждала на суде сама владелица антикварного салона, она ничего не знала о том, что картины поддельные, фактически возложив ответственность на Кутейникова и недобросовестного эксперта Горячеву. При проведении повторного исследования полотен специалисты лаборатории технологической экспертизы «АртКонсалтинг» нашли признаки подделки картин – преднамеренное изменение сюжета и поддельную подпись. Эксперты установили, что настоящими авторами картин являются датские живописцы XIX века Янус Ла Кур и Андерсен Лунблю, чьи полотна выдавались за работы русских художников того же времени.

Также Валерий Узжин приобрел в антикварной галерее Татьяны Преображенской эскиз работы Константина Маковского «Обнаженная с тамбурином», выложив за него $30 тыс. По версии следствия, потерпевший отдал этот рисунок в багетную мастерскую, однако Преображенские потребовали у работников мастерской вернуть им эскиз, чтобы отдать его на экспертизу. По мнению следствия, похитив чужую собственность, антиквары собирались сбыть рисунок третьим лицам.

Татьяна и Игорь Преображенские также обвинялись в неуплате НДС за 2003-2005 годы на сумму 4 млн 696 тысяч рублей. Следствие считает, за этот период в бухгалтерских документах фиксировался не полный объем проданных картин, иными словами некоторые полотна сбывались «вчерную».

Суд признал супругов Преображенских организаторами преступной группы и помимо уголовного наказания обязал их удовлетворить иск потерпевшего Валерия Узжина в размере 21 млн 660 тысяч рублей. Также антикварам предстоит оплатить судебные издержки за экспертизу картин в размере около 200 тыс. рублей.

Антиквары вины за собой ни на следствии, ни в суде не признали. Татьяна Преображенская назвала основной целью уголовного преследования, инспирированного потерпевшим Узжиным, рейдерский захват ее имущества. Узжин и свидетели, проходящие по делу, ранее судимы. Адвокат осужденных Владимир Бушуев считает приговор необъективным, а доказательства вины односторонними, зачастую трактуемыми в пользу потерпевшего. «Суд даже не пытался установить истину» — заявил адвокат. Решение Тверского суда защита собирается обжаловать в Мосгорсуде в течение 10 дней.