ПРАВО.ru
Актуальные темы
30 августа 2017, 11:17

Битва за АЗС: как российский суд впервые защитил цветовой товарный знак

Битва за АЗС: как российский суд впервые защитил цветовой товарный знак
Фото с сайта www.rnw.nl

В России цветовые товарные знаки начали набирать популярность только в последние годы. Так что и судебная практика по спором вокруг их защиты практически отсутствует. Поэтому прецедентным можно назвать решение, которое вынес в августе 2017 года Арбитражный суд Забайкальского края в деле о защите цветового оформления АЗС известной международной нефтегазовой компании. Разбор знакового разбирательства читайте в нашем материале.

С 1992 года российское законодательство разрешает регистрировать в качестве товарного знака определенный цвет. Однако до недавнего времени мало кто из предпринимателей пользовался такой возможностью. Ситуация изменилась в начале прошлого года, когда сразу три крупных российских компании зарегистрировали свои фирменные цвета: МТС, Сбербанк и «Газпром». По словам Игоря Матвеева, юриста практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" юрфимы "Borenius", у таких товарных знаков есть характерное преимущество – обозначение становится узнаваемым по всему миру вне зависимости от культурных и языковых различий.

Cпор за цвета заправки

Исключением не являются и автозаправочные станции. Любой автолюбитель, особенно на трассе, принимает решение о заезде на определенную АЗС, едва увидев вдалеке цвета заправки, поясняет эксперт. Красно-желтая символика "Шелл" позволяет водителю рассчитывать на то, что ему зальют в бак качественное топливо от одной из крупнейших нефтегазовых компаний в мире. Фирменные цвета этого британского концерна охраняются по международной регистрации в 64 странах, включая Россию, отмечает Матвеев. Однако это еще не гарантирует, что другие фирмы откажутся от использования подобных обозначений. Вот и небольшое ООО "Петровскнефтепродукт" из Забайкальского края решило, что лучше всего работать под всемирно известной цветовой гаммой. Тринадцать АЗС в западных районах региона, в том числе на участке федеральной трассы "Иркутск-Чита", получили оформление идентичное заправкам "Шелл". Иностранная компания, узнав о таком "совпадении", весной этого года обратилась в суд (дело № А78-6764/2017).

Заявитель потребовал, чтобы "Петровскнефтепродукт" перестал использовать цветовые товарные знаки истца и обозначения, которые сходны с ними до степени смешения, на своих АЗС. "Шелл" попросил суд заставить ответчика убрать имеющиеся вывески в спорном оформлении с заправок. Нефтегазовая фирма добавила, что надо установить срок на добровольное исполнение такого решения – 10 дней. А за каждый день просрочки истец потребовал взыскивать с ответчика 100 000 руб. Главный аргумент заявителя касался того, что его фирменная символика (сочетание желтого и красного цветов в виде двух желтых и одной красной полосы) зарегистрирована еще с конца 90-х – начала 2000-х годов в Международном реестре знаков. А ответчик использует аналогичное оформление своих АЗС, подчеркнул "Шелл".

"Петровскнефтепродукт" в ответ уверял, что заправок истца нет на значительном расстоянии от их станций. Кроме того, часть АЗС "Шелл" используют другое цветовое оформление и имеют обозначение "ракушка". Так что товарные знаки истца и ответчика создают у потребителя разное впечатление, утверждал "Петровскнефтепродукт". Несмотря на перечисленные доводы, суд вынес решение в пользу истца.

Судья Евгений Фадеев отметил, что оформление спорных заправок не совсем тождественно товарным знакам "Шелл". Первая инстанция признала, что ответчик использует на своих АЗС ту же цветовую гамму, как и заявитель. Суд отдельно подчеркнул, что в этом деле не нужно назначать специальную экспертизу, так как спорный вопрос служитель Фемиды может решать с позиции рядового потребителя (п. 13 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности – Информационное письмо Президиума ВАС от 13 декабря 2007 года № 122). Суд постановил убрать с заправок "Петровснефтепродукт" все обозначения, которые напоминают оформление АЗС "Шелл". Учитывая ресурсозатратность таких изменений, судья Фадеев дал ответчику 45 дней на выполнение такого решения после его вступления в законную силу. А неустойку за каждый день просрочки суд снизил до 10 000 руб. в сутки, учитывая небольшую прибыль фирмы "Петровскнефтепродукт". Таким образом, российский арбитражный суд впервые признал нарушение исключительно цветовых товарных знаков. 

Эксперты "Право.ru": "Истцу помогла своевременная регистрация знака"

Соглашаясь с обсуждаемым решением, Матвеев отмечает, что в этом случае использование цвета "Шелл" дает нарушителю недобросовестное преимущество среди конкурентов из-за высокой узнаваемости такого оформления для АЗС. Эксперт уверен, что судебный акт Арбитражного суда Забайкальского края метит на попадание в учебник по интеллектуальной собственности: "Это дело очень наглядно демонстирует механизм защиты цветового товарного знака". Особенность таких дел состоит в том, что учитываются только визуальные образы без рассмотрения иных критериев, говорит Юрий Яхин, руководитель группы практики "интеллектуальной" собственности и товарных знаков "Пепеляев Групп": "Суду нужно оценить, спутает ли продукцию под такими цветами потребитель с товарным знаком из аналогичных оттенков". По словам эксперта, служителям Фемиды упрощает задачу то, что цветовые знаки обычно регистрируют известные компании, чьи товары или услуги отлично знают потребители.

Борис Малахов, старший юрист практики защиты интеллектуальной собственности Lidings, говорит, что с точки зрения защиты цветовой товарный знак не отличается от "классических". Юрист объясняет, что владельцу "цвета" надо доказать совокупность следующих обстоятельств: оппонент использует тождественное или сходное до степени смешения обозначение в отношении однородных товаров. Малахов поясняет, что с цветовыми товарными знаками острее ощущается другая проблема: "Их сложнее зарегистрировать, а оппонентам в свою очередь такие обозначения проще аннулировать". С коллегой соглашается и Сергей Зуйков, генеральный директор компании "Зуйков и партнеры", патентный поверенный России: "Цветов всего 7, а участников бизнес-процессов много". Поэтому Роспатент при регистрации таких знаков осторожно подходит к определению цвета, требуя указывать конкретные пантоны (прим. ред. – оттенки из одноименной системы идентификации цветов), добавляет эксперт.

По словам Матвеева, чтобы продемонстрировать регистрирующему органу отличительную особенность какого-то цвета для товаров и услуг в ход идут любые доказательства: "Начиная от результатов социологических исследований, заканчивая кадрами из популярных сериалов, где появлялось обозначение производителя". Анатолий Семенов, омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности, подтверждает, что решающую роль в этом споре сыграла регистрация товарного знака: "Иначе "Шелл" потребовалось бы предварительно обращаться в ФАС с требованием о признании действий ответчика недобросовестной конкуренцией".

Представитель истца Виктор Гербутов, партнер юридической фирмы Noerr от комментариев отказался.