20 декабря Госдума одобрила закон, который разрешает властям организовывать платные парковки во дворах, 21 декабря он поступил на рассмотрение Совета Федерации. Рассказываем, к чему он приведет, в формате вопросов и ответов. Кто будет решать, организовывать ли стоянку во дворе дома, и кто установит на нее тарифы: местные власти или жители близлежащих домов? Как будет организована такая стоянка и кто получит от нее доход? Приведет ли закон к повсеместному распространению платных парковок в городских дворах? Кто получит право оставлять на них машину бесплатно?
1. Кто будет принимать решение, организовывать во дворе платную парковку или нет?
Все зависит от того, кому принадлежит участок, на котором можно разместить парковку. Дело в том, что определенная часть земли, которая прилегает к многоэтажке, является коллективной собственностью ее жильцов. В этом случае решение принимает большинство, но не менее 2/3 голосов собственников, рассказывает ведущий юрист «Содружества земельных юристов» Элита Закиян. Само собрание правомочно, если в нем приняли участие жильцы, обладающие не менее чем 50% голосов. Инициировать вопрос создания парковки могут только сами собственники помещений в доме. Таковы стандартные правила Жилищного кодекса.
Другой вопрос, если под стоянку хотят отдать муниципальную землю, которая граничит с придомовыми участками. Тогда, согласно закону, ее судьбу определяют местные власти согласно утвержденной документации по планировке, а также с учетом мнения собственников соседних домов. Порядок этих действий определяется муниципальными правовыми актами. Возможно, для этого будут использовать частый в градостроительстве механизм публичных слушаний, результаты которых необязательны для властей, предполагает юрист практики «Недвижимость. Земля. Строительство» АБ «Степанов и Аксюк» Юлия Сязина.
2. Как определить, чья земля во дворе принадлежит собственникам многоэтажки, а какая – муниципальная?
Скорее всего, дворы, а значит, и парковки окажутся в ведении местных властей. Дело в том, что участки, на которых расположены дворы, обычно не выделены, то есть не стоят на отдельном кадастровом учете. А значит, согласно Земельному кодексу, ими распоряжается орган местного самоуправления, рассказывает Иван Лосев из юркомпании «Глазунов и Семенов». По словам юриста, в собственности жильцов, как правило, находится лишь участок под самим многоквартирным домом. Так или иначе, узнать точную информацию можно в ЕГРН. А определить границы на местности поможет кадастровый инженер, подсказывает Сязина.
Если же земля не оформлена, есть вероятность, что власти будут максимально уменьшать площадь придомовой территории, чтобы можно было без особых проблем организовать парковку на оставшейся части, опасается Закиян. Ведь для того, чтобы поставить участок на кадастровый учет, сейчас нужен утвержденный проект межевания территории квартала, в котором учитывается прилегающая к дому территория. Закиян советует следить за принятием проектов межевания и участвовать в публичных слушаниях, чтобы отстоять вариант, выгодный жильцам.
3. Кто будет получать деньги от такой парковки?
Владелец земли: или собственники, или муниципалитет. При этом в силу п. 1 ст. 2 закона владельцем парковки может быть только индивидуальный предприниматель или юрлицо. Это значит, что собственники смогут получать доход через ТСЖ, жилищный кооператив или управляющую организацию, комментирует Лосев. Если жильцы управляют домом непосредственно, им нужно будет зарегистрировать юрлицо (ИП) или обратиться к специальной организации, которая занимается платными парковками.
4. Можно ли ожидать, что муниципальных платных парковок будет больше?
Да. По мнению Закиян, новый закон «нацелен на организацию платных парковок везде, где это возможно, для пополнения бюджета». Ключевой вопрос – это размер платы. Его, согласно законопроекту, установят власти регионального уровня (подп. 7 п. 1 ст. 6).
Именно тарифы – главный предмет споров уже сейчас, когда стоянку на придомовой территории организует ТСЖ (ст. 44–46 ЖК), говорит Закиян. По ее словам, обычно в этом случае жильцы недовольны размером платы, а не самим решением создать парковку.
5. Есть ли какие-то ограничения на организацию парковок?
Закон отдает этот вопрос на откуп региональных властей. Они могут запретить платные парковки на территориях близ детских садов, школ, спортивных учреждений, государственных больниц и поликлиник и т. д. Также они вправе разрешить бесплатно пользоваться государственными или муниципальными парковками в определенное время суток, конкретные выходные или праздничные дни.
6. Кто сможет парковаться бесплатно или получит льготы?
Такие категории граждан определяются федеральными и региональными законами (например, ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Кроме того, сам закон разрешает бесплатно пользоваться парковками не только пожарной охране, скорой помощи и т. п., но и силовым ведомствам: Следственному комитету, нацгвардии, ФСО.