Актуальные темы
25 января 2018

Инфокоммуникационный кодекс: необходимый акт или лишний документ

Инфокоммуникационный кодекс: необходимый акт или лишний документ
Фото с сайта medialeaks.ru

В середине января 2018 года стало известно, что уже предстоящей весной будет готова первая версия Инфокоммуникационного кодекса РФ. «Право.ru» узнало, что будет регулировать такой документ, каким отраслям он нужен и зачем. А эксперты поделились своими ожиданиями от того, какие существующие коллизии должен решить разрабатываемый кодекс, и предупредили о возможных минусах такой инициативы.

Впервые о необходимости принятия Инфокоммуникационного кодекса в России заговорили весной 2009 года. Тогда оператор связи "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) предложил Минкомсвязи разработать соответствующий акт. Авторы инициативы утверждали, что документ должен заменить существующую нормативно-правовую базу, которая регулирует инфокоммуникационный рынок, в том числе и ФЗ "О связи". Однако в конце того же года Руслан Ибрагимов, вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам, признался, что кодификация законодательства в их отрасли может произойти не раньше, чем через 5–6 лет. Прогноз эксперта оказался верным.

Лишь в 2017 году представители Медиа-коммуникационного союза (МКС) заявили о конкретном проекте Инфокоммуникационного кодекса. Для этой работы объединение привлекло компанию Boston Consulting Group (BCG), которая оценила подготовку документа в $600 000.

Зачем нужен кодекс

Ирина Левова, куратор рабочей группы «Связь и ИТ» экспертного совета при Правительстве, объясняет, что сейчас сферы связи, информации и информационных технологий регулируются законами, которые приняли еще в 2003–2006 годах. За последние шесть лет в эти акты внесли множество изменений, которые привели к противоречиям в использовании отраслевых терминов и толковании ключевых понятий, констатирует эксперт. Илья Ходаков, юрист практики защиты интеллектуальной собственности Lidingsобращает внимание, что «Закон об информации» и «Закон о связи» правятся по несколько раз в год.

По сути, действующая нормативная база представляет собой устаревшее «лоскутное одеяло», отмечает Алексей Бырдин, генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео»: «Многие нормы и подходы объективно отстали от развития технологий, бизнес-моделей и общественных отношений». Таким образом, в настоящий момент медиакоммуникационная отрасль заинтересована подвести свое регулирование под общий знаменатель, объясняет Ходаков: «К тому же это хороший повод для крупных участников рынка на законодательном уровне закрепить свои интересы».

Что должно войти в новый документ

Новый кодекс должен урегулировать передачу и обработку данных во всех инфокоммуникационных средах, а не конкретных услуг связи. Из материалов, которые готовила рабочая экспертная группа «Связь и IT» при Правительстве (прим. ред. – имеется в распоряжении редакции), следует, что документ унифицирует отраслевую терминологию. В частности, общей основой станет понятие «сообщений», которое лаконично предлагают обозначить как «одна из форм представления информации».

Кроме того, кодекс установит правовой статус информации как контента, регламентирует содержание и объекты интеллектуальных прав, разъяснит вопросы защиты информации, работу информационных посредников и права с обязанностями пользователей. Ожидается, что кодифицированный акт «выведет из тени» работу мессенджеров, определив их правовой статус и порядок лицензирования.

Из-за закрытости процесса разработки кодекса пока сложно сказать про большую часть новелл. Но Виктор Иванов, старший юрисконсульт "ФБК Право", предполагает, что, помимо традиционной сферы связи и персональных данных, попытаются урегулировать «модные темы больших данных и криптовалют». Скорее всего, не обойдется без ревизии законов о персональных данных и об информации, считает эксперт. Дмитрий Зыков, руководитель группы правовой защиты информации "Пепеляев Групп", предупреждает, что регулирование обработки персональных данных нужно рассматривать комплексно: применительно ко всем сферам экономики.

Новый акт должен помочь решить и ряд существующих противоречий из судебной практики. Ходаков приводит пример одного из них: действующее законодательство разрешает госорганам запрашивать персональные данные граждан без их согласия. Но в то же время мобильные операторы, ссылаясь на тайну связи, отказываются предоставлять такую информацию о своих абонентах, поясняет эксперт.

Суды тоже не смогли решить однозначно подобную коллизию. В делах № А36-5713/2014А19-12484/2014 и А56-14802/2015 Верховный суд решил, что ФАС не имеет права получать персональные сведения об абонентах без согласия самих граждан. Эта возможность есть у госорганов только в рамках оперативно-разыскной деятельности, подчеркнул суд. Однако в спорах № А19-12482/2014 и А19-13140/2014 ВС признал законность требования ФАС представить информацию о владельце абонентского номера, с которого производится рекламная СМС-рассылка.

Сомнения юристов и мнения представителей отрасли

Вместе с тем не все эксперты поддерживают обсуждаемую инициативу. Юрист практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" ЮФ "Борениус" Алексей Грибанов подчеркивает, что отношения в области связи, интернета, персональных данных, СМИ и архивного дела существенно отличаются друг от друга. В связи с этим перечисленные вопросы требуют специального регулирования отдельными законами, уверен эксперт: «Попытки кодифицировать их искусственны и могут навредить».

Новости Право.ru

quotЧтобы регуляторная среда не препятствовала развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимо упорядочить и систематизировать многообразие законодательных актов в сфере ИКТ и смежных отраслях. Нам в этих вопросах следует в большей степени полагаться на гражданско-правовые методы регулирования, а не только на административные. Это можно было бы осуществить в рамках работы по подготовке Инфокоммуникационного кодекса. Цель систематизации и, возможно, дальнейшей кодификации ИКТ-законодательства – создать прозрачные и единые правила игры для всех участников рынка: операторов связи, ОТТ-сервисов, организаторов распространения информации, масс-медиа. Один из важных моментов – новая регуляторная среда должна шире использовать механизмы саморегулирования. В этих условиях вырастет взаимное доверие участников рынка и появятся новые возможности для развития отрасли.  

Руслан Ибрагимов, вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам

Кроме того, масштабные изменения сложившихся правил игры чреваты самыми разными издержками для компаний и граждан, замечает юрист. Он утверждает, что недостатки действующего законодательства могут устраняться путем изменения отдельных правовых актов без принятия кодекса. Вот и Зыков опасается, что будущий документ может создать еще больше сложностей рынку.

Чтобы этого не произошло, эксперт советует разработчикам остановиться на решении конкретных именно отраслевых вопросов: «Целью предлагаемых новелл должно стать не создание отдельного единого акта как такового, а минимизация существующих коллизий». Так что юриста больше беспокоит не форма, а содержание разрабатываемых изменений.

Новости Право.ru

quotМы поддерживаем идею унификации информационного и телекоммуникационного законодательства. Операторы связи – равноценные игроки рынка наряду с интернет-компаниями. Однако регулирование телеком-отрасли более консервативно. В связи с этим необходима ревизия существующих норм и понимание их соответствия целям развития Цифровой экономики в стране.

Никита Данилов, руководитель по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти "МегаФон"

Если обсуждаемая инициатива все же воплотится в жизнь, то Россия будет первым государством, которое унифицирует обработку данных по всем категориям, отмечает Ходаков. Ведь на сегодняшний момент отсутствуют какие-либо известные примеры инфокоммуникационных кодексов, подтверждает Мария Демина, юрист практики интеллектуальной собственности АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".