ПРАВО.ru
Актуальные темы
2 сентября 2009, 18:51

Примирит ли регламент инспекторов ГИБДД и автомобилистов?

Примирит ли регламент инспекторов ГИБДД и автомобилистов?
Первого сентября вступил в силу Административный регламент МВД РФ по контролю за соблюдением требований в сфере безопасности дорожного движения

Первого сентября вступил в силу Административный регламент МВД РФ по контролю за соблюдением требований в сфере безопасности дорожного движения. В нем пошагово расписаны все действия инспекторов в различных ситуациях. Причем речь идет не только об исполнении прямых обязанностей, но и об общемилицейских функциях.

Административный регламент, состоящий из 272 статей, был утвержден второго марта приказом главы МВД Рашида Нургалиева. Он появился на свет в рамках административной реформы и стал одним из первых в деятельности ГИБДД. В обсуждении регламента участвовали специалисты федеральных органов исполнительной власти, общественные организации и граждане. Как утверждают в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД, все их требования были учтены при подготовке последней редакции.

До этого инспекторы следили за порядком в соответствии с наставлением по работе дорожно-патрульной службы, которое было утверждено в 1999 году.
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев сообщил, что оставляет за собой контроль за исполнением принятого регламента.

Текст документа должен быть во всех дежурных частях и на стационарных постах дорожно-патрульной службы, чтобы в случае необходимости с ним могли ознакомиться участники дорожного движения.

Церемония представления

Согласно документу, инспектор должен подойти к автомобилю со стороны места нахождения водителя. Впрочем, "при наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны".

Инспектор должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Теперь он не должен отдавать честь участнику дорожного движения, поскольку с жезлом в руке выполнить это весьма затруднительно.

"В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку", — говорится в регламенте.

По требованию автовладельца или пешехода инспектор обязан предъявить удостоверение, не выпуская его из рук. Однако при наличии у водителя явных признаков опьянения, создания им угрозы жизни и здоровью окружающих, "действия, касающиеся представления гражданину и предъявления ему служебного удостоверения, могут не осуществляться".

Инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или, когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Предложить пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Кроме того, сотрудник ГИБДД обязан помочь инвалидам, престарелым и детям перейти дорогу и улицу, если такая помощь необходима, и оказывать содействие людям в других случаях, прописанных в регламенте.

Патрульные автомобили

Административный регламент предписывает, что контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям ГИБДД, "не допускается".

Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль — это транспортное средство государственной инспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость.

К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля — без специальной окраски. Но если раньше сотрудники инспекции на так называемых автомобилях скрытого контроля (патрульные машины без спецокраски и стационарных устройств) имели право остановить участников движения, то сейчас эти возможности ограничены.

"Действия, влекущие ограничение видимости участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются", — предписывает регламент.

Впрочем, адвоката московской коллегии адвокатов "Арутюнов и партнеры" Александра Тонконога вводит в смятение противоречие двух норм (п.43 и п.44) — "по одной разрешен "скрытый" контроль, по другой запрещено ограничивать видимость того, что машина сотрудника ДПС таковой является", приводят его замечание "Комментарии.ру".

При этом технические средства контроля за дорожным движением (измерительные приборы) должны быть сертифицированы и иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

"Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается", — предупреждают инспекторов.

Видеозапись и взятки

Одним из главных нововведений является то, что документ отдельно прописывает возможность использования аудио- и видеотехники, как инспектором, так и участником дорожного движения, "если таковое не запрещено законодательством".

"С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно… Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг", — устанавливает также регламент.

Более того, он прямо указывает, что сотрудникам ГИБДД "запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за исключением необходимых для осуществления административных действий".

Осмотр и досмотр

Административный регламент МВД РФ примечателен тем, что это, пожалуй, первый документ, в котором четко прописана разница между осмотром и досмотром, а также в каких случаях они могут применяться.

Осмотр в данном случае — это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами — это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время, отмечает "Российская газета".

А вот если человек отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он уже проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых.

Борьба с иммунитетом

Особое место административный регламент отводит работе с лицами, обладающими иммунитетом, например, с иностранцами, а также чиновниками разных уровней.

"Предъявление сотруднику (ГИБДД) участниками дорожного движения… служебных удостоверений, иных документов не является основанием для ограничения предоставленных сотруднику полномочий", — предупреждает регламент.

Теперь, если у инспектора есть достаточные основания полагать, что находящийся за рулем человек с высоким иммунитетом нетрезв, он должен отстранить его от управления, провести освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на медицинское освидетельствование. А машину задержать до устранения причины.

По словам начальника ГИБДД Виктора Кирьянова, этот пункт специально введен в регламент для того, чтобы, например, отбирать права у нетрезвых прокуроров.

"Раньше было непонятно, что делать инспектору, который видит, что должностное лицо, пользующееся иммунитетом, управляет автомобилем в нетрезвом виде. В регламенте четко прописано, что он обязан отстранить такого водителя от управления",- пояснил "Коммерсанту" Кирьянов.

Впрочем, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что сотрудники ГИБДД и раньше "могли это делать по закону, надо было просто закон соблюдать".

Обратная связь

Согласно новым правилам, интернет-сайт МВД, а также сайты территориальных органов управления ГАИ своевременно размещают сведения о местонахождении, контактных телефонах, интернет-адресах и адресах электронной почты подразделений ГИБДД и дежурных частей.

Автовладельцы, недовольные обращением с ними инспектора, могут подготовить и отправить жалобу по e-mail, указав при этом свои ФИО, суть жалобы и пути обратной связи.

Президент РФ Дмитрий Медведев также поручил МВД РФ к первому ноября этого года обеспечить введение во всех субъектах РФ "телефонов доверия". Как сообщила пресс-служба Кремля, "горячие линии" будут созданы с целью информирования гражданами органов внутренних дел о "неправомерных действиях сотрудников Госавтоинспекции и иных фактах, угрожающих безопасности дорожного движения".

Время исполнения

Надо отметить, что данный документ, возможно, единственный регламент, в котором не прописано время исполнения тех или иных действий. Как пояснили в департаменте ОБДД, это связано с особенностью работы. Невозможно прописать четкие временные рамки для оформления нарушений, аварий и прочего. В каждом случае могут возникать свои сложности. Но регламент требует, чтобы сроки были минимальными, а действия сотрудников, затягивающих дело, могут быть обжалованы.

Впрочем, как адвокат Александр Тонконог, "минимально по времени" — очень субъективное понятие, ведь сотрудник ГИБДД может ссылаться на то, что час для составления протокола, для него это тот минимум, который ему требуется в данной "конкретной обстановке".

Мнение экспертов

Эксперты сходятся в том, что в первые месяцы после ввода документа в силу неизбежны конфликты: "Водители не знают нового регламента, а сотрудники ГАИ не понимают, что там написано. А любые разногласия на дороге — это вымогательство денег", — считает президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин

Юристы также отмечают, что как у любого нормативно-правового акта, у административного регламента есть "подводные камни", которые выявятся на практике. Однако, в целом, признают регламент довольно современным документом.