ПРАВО.ru
Актуальные темы
10 сентября 2009, 12:57

Если карусель не повеселила, а покалечила...С кого требовать компенсацию?

Если карусель не повеселила, а покалечила...С кого требовать компенсацию?
Колесо обозрения на ВВЦ, как показывает практика, тоже может неожиданно остановиться

После поломки колеса обозрения "Москва 850" на ВВЦ, когда заблокированных в кабинках людей пришлось освобождать спасателям, работу аттракциона наконец-то приостановили. Об этом вчера сообщал "Право.Ru". Между тем ни один из пострадавших не получил какой-либо компенсации от владельцев "колеса". Лишь двое после ЧП собирались обратиться в суд, о чем сообщили журналистам, но исков так и не подали.

Ежегодно в ленты новостей попадают десятки сообщений о происшествиях на аттракционах, но лишь в единичных случаях пострадавшие получают компенсации, а виновные раскошеливаются или оказываются на скамье подсудимых…

Калейдоскоп аварий на аттракционах России. С виновных часто нечего взять

19 августа на территории того же всероссийского выставочного центра в Москве остановился аттракцион "Американские горки". В течение 15 минут в застывших кабинках находились 6 человек, в том числе 9-летний ребенок. Лишь по счастливой случайности во время экстренной остановки ни одна из кабинок не находилась в перевернутом состоянии, совершая "мертвую петлю", а потому никто не получил травм. Когда подача электричества возобновилась и аттракцион заработал, освободившиеся "пленники" потребовали у оператора аттракциона если не компенсаций, то хотя бы возврата денег за билет. Но он категорически отказался: "Я — студент, — говорил он в свое оправдание. — Что вы от меня хотите? В суд подавать за моральный ущерб? Вперед! Посмотрю, что у вас из этого выйдет…"

- Если оператор вдруг остановит аттракцион на полном ходу, серьезные травмы гарантированно получат десятки людей. Теоретически можно подать в суд. Но отвечать будет не владелец аттракциона, а работник, — рассказал "Право.RU" юрист Алексей Жидков. — Если же вам удастся доказать материальный ущерб, взыскать его с оператора будет непросто — ведь на эту работу идут либо студенты, либо пенсионеры, либо, что чаще всего, — приезжие из СНГ. Взять с них просто нечего. Все это прекрасно понимают их работодатели — владельцы аттракционов, которые умышленно ведут такую политику по приему на работу…

В 2008 году в луна-парке Великого Новгорода произошла авария — обрушилась карусель "Удача". Аттракцион был "прописан" в Туле, а в Новгород прибыл "на гастроли" с цирком шапито. Незадолго до начала представления на карусели находились 13 детей. Неожиданно столб, вокруг которого раскачивались цепочки с сиденьями, накренился и упал. Травмы различной степени тяжести получили все. Однако обращаться в суд не стал никто. Как рассказала журналистам мать 7-летней девочки, ей, как и другим родителям, стало попросту жаль оператора аттракциона. Ею оказалась 72-летняя женщина, которая, когда дело дошло до разборок, пустила слезу и сказала, что если с ней будут судиться — она покончит с собой, мол, все равно она до смерти не расплатится со всеми пострадавшими…

Годом ранее в Арзамасе из-за перебоев с электричеством во время движения остановился аттракцион "Вихрь". 11 человек получили увечья, больше всего пострадал 38-летний мужчина — в больнице, куда его доставила "скорая", констатировали перелом носа и многочисленные гематомы во всему телу. Мужчина обратился в суд, но в результате заключил мировое соглашение… Ответчиком оказалась 66-летния женщина, которая ссылалась на нищенскую пенсию и просила за все ее простить.

В 2006 году в Тамбове остановилось "Чертово колесо". Испугавшись возможной ответственности, оператор аттракциона — 22-летний уроженец Узбекистана — не приняв меры к освобождению заблокированных граждан, решил скрыться. Когда впоследствии попытались восстановить его личность, оказалось, что на работу он устроился по поддельному паспорту.

1 мая 2008 в московском зоопарке опрокинулся аттракцион-паровозик. Две восьмилетние девочки получили серьезные ушибы. Оператор аттракциона — 19-летняя студентка — принесла родителям пострадавших извинения, дальнейших разборок с ней не было.

Осенью 2008-го на аттракционе "Брейк данс" в ЦПКиО в Москве сломалась одна из кабинок. В результате резкой остановки два человека получили травмы. Прибывший на место происшествия представитель администрации парка пообещал уволить "безответственных студентов-операторов" и предложил пострадавшим… прокатиться еще раз — бесплатно…

В мае 2009-го ЧП произошло на Поклонной горе в Москве, на одном из аттракционов под названием "Астероид". На полном ходу из кабины выпал гражданин Индии. Упал между железными конструкциями, он потерял сознание. Мужчина получил травмы головы и шеи, у него раздроблен таз. На "скорой" гражданина Индии доставили в одну из московских больниц, где ему была проведена сложная операция, стоимостью 50 тысяч рублей. В суд пострадавший обращаться не стал.

Редкие случаи, когда владельцев привлекли к ответу 

Владельцы аттракционов не часто несут ответственность за неприятные происшествия.  За последние 10 лет бизнесмены лишь в двух случаях были арестованы и приговорены к реальным срокам наказания. В 2007 году Бутырский суд Москвы признал виновным генерального директора компании-владельца аттракциона "Сюрприз", установленного в Лианозовском парке Павла Сахнова и приговорил его к 4 годам лишения свободы. В 2008 Хилокский районный суд (Читинская область) приговорил к четырем годам с отбыванием в исправительной колонии общего режима владельцев аттракциона "Батут" 42-летнего Владимира Аксенкина и 24-летнего Константина Ланцова. В обоих случаях вина осужденных — в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека (п.п. "а", "г" ч. 2 ст. 238 УК РФ).

Авария в Лианозово произошла в апреле 2004 года. Во время аттракциона обрушилась крутящаяся платформа, на которой находились люди. По словам очевидцев, в момент поломки механизма карусель-центрифуга набирала обороты, поднимаясь вверх. Но неожиданно сорвалась с поддерживающей опоры и упала на землю. Ранения получили 18 человек, некоторые из них остались инвалидами на всю жизнь. 29-летняя женщина была госпитализирована с переломом позвоночника, возраст остальных — от 15 до 36 лет. Эксплуатировался аттракцион с 1981 года.

Читинские бизнесмены установили на территории общеобразовательной средней школы в городе Хилок приобретенный ими на свои средства в Китае детский надувной аттракцион, и оказывали развлекательные услуги детям. 24 июня 2007 года, несмотря на штормовое предупреждение, при силе ветра свыше 3 баллов, они допустили на аттракцион детей. Под порывом ветра батут оторвался от страховочных веревок, пролетел около 30 метров и опрокинулся. Дети выпали на землю, четверо из них получили серьезные травмы. 4-летняя Вика Житкова от полученных травм скончалась на месте происшествия.

 Почему сложно навести порядок в этой сфере услуг, легко понять…

Еще в июне депутаты Мосгордумы, признав критической ситуацию вокруг изношенности аттракционов в городских парках, обещали принять закон "О государственном надзоре и контроле над техническим состоянием и эксплуатацией аттракционов и других устройств для развлечений", в котором должны были быть прописаны основные требования, начиная с того, кто может работать "карусельщиком", и до страховых случаев. Однако, заслушав докладчиков, закон вернули на доработку. Уж не потому ли, что наказания он предусматривал смехотворные: за эксплуатацию незарегистрированных аттракционов нарушителей предполагалось штрафовать на 5 тысяч рублей, за включение забракованных каруселей — 3 тысячи рублей?

Существовавшие ранее "Правила технического содержания и безопасной эксплуатации аттракционов", которые определяли критерии безопасной эксплуатации, три года назад были отменены Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ. Вместо них приняли стандарт "Безопасность аттракционов и вспомогательных устройств для развлечений". Но он носит добровольный характер и вводится в действие только с 1 июля 2010 года. Четыре года назад после ЧП в Лианозовском парке, когда сломался аттракцион "Сюрприз" и пострадали люди, в столице была создана инспекция по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники города. С тех пор ни один столичный аттракцион не вправе начать работу без технического освидетельствования. Регистрация и допуск аттракционов к эксплуатации проводятся на основании "Временного положения о порядке регистрации, надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в городе Москве". По сути, пока это единственный нормативный акт, которым руководствуются инспекторы, но и он уже морально устарел. Страхование риска ответственности владельца перед третьими лицами отсутствует.

Между тем парк аттракционов неуклонно стареет, из 795 зарегистрированных в столице аттракционов почти у 40 процентов срок эксплуатации превышает десять лет, и их пора списывать.

Безопасны лишь те карусели, на которых есть "почти автомобильный" номер…

Как рассказал "Право.RU" руководитель инспекции по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники Гостехнадзора Москвы  Владимир Бачурин, на "правильных" аттракционах должна быть вывешена табличка с надписью "Мосгостехнадзор", на которой в обязательно порядке должен быть указан регистрационный номер, похожий на автомобильный. Этот знак — своего рода охранная грамота для посетителей аттракциона. Если она есть, то все проверки пройдены, а вот если нет, то произойти может все что угодно. Если специалисты не дали сертификат, значит, кататься опасно. "Все аттракционы опасны, исключений нет, — говорит Бачурин. — Но особенно стоит опасаться каруселей, которые не прошли специальную проверку".

По мнению председателя Мосгордумы Владимира Платонова, выступившего за доработку нового закона об аттракционах, основные требования, начиная с того, кто может работать "карусельщиком", и до страховых случаев, должны быть заложены именно в московском законе, так как этот вопрос относится к предметам совместного ведения. "Если нет федерального регулирования, можно принимать закон города Москвы, — заявил он. — В противном случае дело дойдет до того, что в парках отдыха будет гибнуть больше людей, чем на автотрассах".

Если аттракцион не прошел регистрацию и не получил допуск, его пломбируют, закрывают доступ к щиту управления и входу. Однако для владельца снять пломбу (с физической, а не с юридической точки зрения) не проблема. В подобных случаях у инспекции есть только один выход — направить заявление в прокуратуру. Но на практике, как известно, бывает по-другому… После поломки "Колеса обозрения" на ВВЦ инспекция технадзора запретила эксплуатацию аттракциона на 5 дней, обязав владельцев выявить и устранить причины поломки. Однако, как могли заметить все посетители всероссийского выставочного центра, уже через час после ЧП с привлечением службы спасения, колесо вновь крутилось, а студенты-зазывалы приглашали всех желающих в кассы. Почему на этот факт не обратили внимание проверяющие и в прокуратуру не последовали заявления — загадка… Видимо, немалую прибыль колесо приносит не только своим хозяевам… Оно и понятно: круг на "колесе" стоит 350 рублей, за день его посещают до 4 тысяч человек…

Лазейка в законе позволяет некоторое время  использовать карусели без визы технадзора

В инспекции Мосгостехнадзора нам сообщили, что в курсе того, что не все владельцы аттракционов соблюдают правила эксплуатации. Многие нечестные предприниматели знают в лицо каждого работника проверяющей службы, ведь пока еще на все столичные аттракционы всего 7 человек проверяющих… Но гораздо чаще от ответственности уходят благодаря лазейке в законодательстве — и на этом специализируются владельцы не стационарных, а мобильных парков.

Чтобы установить мобильный парк развлечений требуется всего 3-4 часа и разрешение от управы района. Никаких документов от технадзора на первом этапе не нужно. Их необходимо оформить в течение 2-3 недель. Именно этим промежутком и пользуются владельцы передвижных каруселей. Между тем, по словам специалистов, такие развлечения с доставкой на дом являются самыми опасными. Контролировать их невозможно. А если даже инспектор и находит подобный парк и выписывает запрет на эксплуатацию, шустрые предприниматели сворачивают свой цирк и переезжают на другое место.

В известных парках аттракционов, не перемещающихся годами и десятилетиями, все немного лучше

- Паркам, на территории которых находятся аттракционы, отнюдь небезразлично их состояние: если кто-то пострадает, компенсировать ущерб, согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ "Общие основания ответственности за причинение вреда", суд может заставить не только собственника аттракциона, но и хозяина земли, на которой тот располагался, — например, администрацию парка или районную управу, — считает юрист Алексей Жидков. — Тем не менее, ни одного подобного судебного прецедента не было создано, что заставляет серьезно задуматься…

По мнению директора федерального центра по безопасности стационарных и передвижных аттракционов Лилианны Сидоренко, "порядок в системе будет наведен только тогда, когда будет принято соответствующее законодательство, пока же можно посоветовать людям, чтобы потом не пришлось искать правды и отстаивать свои права, идя на аттракцион посмотреть, кто его обслуживает и насколько внешне вызывает доверие сама машина".

По данным Гостехнадзора, на 1 сентября 2009 года всего в России зарегистрировано 2767 аттракционов, допущены к эксплуатации и прошли техосмотр всего 514, из них в Москве — 408. Из всех парков страны только два страхуют посетителей от несчастных случаев на аттракционах -  это московские "Сокольники" и "Измайловский", а также зоопарк (после недавней трагедии).

И все-таки норма закона для привлечения к ответственности есть

Согласно Уголовному кодексу РФ (ст. 293 УК РФ, Халатность), если действие или бездействие должностного лица повлекли за собой ущерб, вред здоровью или смерть человека, это должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 120 тыс. руб. или лишено свободы на срок пяти или семи лет. Происходит инцидент, прокуратура возбуждает уголовное дело, оно передается в суд и уже только суд может решить, кто виноват, и что делать.

Автор: Денис Лобков